Методика

Методика постановки игры в рамках "тактики быстрых взаимодействий" в футболе. (дополненная) Methodic of game organization based on “tactic of fast interactions” in football

 

1. Введение.

2. Основная идея постановки игры на основе "тактики быстрого взаимодействия". Особенности технической, тактической, физической и психологической подготовки при овладении  приемами взаимодействия.

               1) Последовательность освоения "тактики быстрых взаимодействий".

               2) "Тактика быстрого паса или быстрых индивидуальных действий".

               3) Основные приемы взаимодействия игроков. Теоретическое обоснование эффективности приемов взаимодействия. Принципы обучения приемам взаимодействия.

Основные приемы взаимодействия в атаке и особенности их исполнения. Основные приемы взаимодействия в обороне и особенности их исполнения.

3. Перспективы развития "тактики быстрого взаимодействия" и приемов взаимодействия игроков.

4. Общие выводы и рекомендации.

 

                                                               

                                                           ВВЕДЕНИЕ.

            Идея, заложенная в основу предлагаемой вашему вниманию методики возникла в начале 80-х годов, когда мы с моим другом и единомышленником Александром Ивановичем Горбуновым работали с 15-17 - летними футболистами  в ОШИСП-62 (общеобразовательная школа-интернат спортивного профиля № 62) г. Ленинграда. Условия для работы были идеальными (двухразовые тренировки, зимой: одна - в манеже ДСИ "Зенит" на поле нормальных размеров с искусственным покрытием, другая в спортзале СДЮСШОР "Смена" 20 х 40м, летом: запасное поле стадиона им. Кирова с отличным травяным покрытием; великолепное питание, проживание в новом общежитии в комнатах на 2-х человек). И при этом - отсутствие у ребят желания тренироваться в полную силу, пресыщенность футболом. Одним словом у игроков - отсутствие "блеска в глазах", а у нас, тренеров, - неудовлетворенность результатом годичной работы. Различные варианты педагогических  "увещеваний" молодых футболистов с "упором" на будущую профессиональную футбольную карьеру результата не давали, несмотря на то, что все они пришли в интернат именно с этой целью. Нужно сказать, что уровень группы 1965-66г.р. был совсем неплохим (С.Колотовкин, О.Кужлев, П.Нейштеттер впоследствии стали игроками ЦСКА, московского "Спартака" и "Нюрнберга").

Мы решили искать причину такого положения вещей в методике применяемой нами в учебно-тренировочной работе.

Нужно сказать, что в те годы (как, собственно, и сейчас) методика была единой для всех ДЮСШ, СДЮСШОР и спортинтернатов. Одно время всерьез даже рассматривался вопрос о разработке кафедрой футбола ГДОИФК им. Лесгафта 300 поурочных конспектов  для каждого возраста, с неукоснительным их соблюдением на протяжении всего учебного года. В последний момент от этой бредовой идеи отказались, но общий методический подход к проведению занятий был основательно  зарегламентирован и заорганизован. Кстати, уже в те годы ощущалось явное падение уровня футбола в стране, что, собственно, и вызывало появление идей, подобных "300-м конспектам".

Анализ причин "отсутствия у игроков блеска в глазах" привел нас к поиску нового методического направления в учебно-тренировочной работе. Поиск ответа на вопрос: "От чего у игрока появляется в игре "блеск в глазах?", привел нас к следующему ответу: «Больше всего положительных эмоций вызывают удачно проведенные приемы взаимодействия игроков. Именно их применение позволяет игроку совместно с партнерами наиболее остро и опасно ставить перед соперником сложные задачи, сопровождаемые хитрыми, обманными и тонкими индивидуальными действиями, вызывающими бурные положительные эмоции и кураж. А это именно то, ради чего игрок и приходит в футбол, то, что доставляет ему настоящее удовольствие от процесса игры, от чего и появляется "блеск" в его глазах».

Работа над приемами взаимодействия, начатая нами в учебно-тренировочных занятиях подтвердила наши предположения и вызвала у игроков желание участвовать в совместном с тренерами, творческом процессе их освоения. Творческом - потому, что последнее слово (выбор действия, способ исполнения, да и сам выбор приема взаимодействия) всегда остается за игроком. Он ощущает себя творцом, хотя и в обусловленной схеме того или иного взаимодействия или набора изученных приемов, он может дополнить и изменить прием в зависимости от меняющейся ситуации или предложить свою версию его исполнения.

Именно это творческое взаимодействие в игре и легло в основу методики предлагаемой вашему вниманию.

В коллективных игровых видах спорта и, в частности, в футболе умение партнеров взаимодействовать друг с другом имеет не просто большое значение, оно является ключевым, первостепенным, как в достижении спортивного результата, так и в получении игроками удовольствия от игрового процесса.

Спортивный результат и удовольствие от игры неразрывно связаны между собой. Получение удовольствия от процесса игры всегда сопровождается положительными эмоциями, придающими дополнительные силы игрокам, что, в свою очередь, зачастую, переходит в состояние «куража», которое дает возможность использовать запредельный игроцкий потенциал. А это существенно увеличивает шансы на победу и достижение более высоких спортивных результатов.

Все команды высокого уровня, добивающиеся высоких результатов, превосходят соперников, прежде всего именно в умении взаимодействовать. Ярким примером высочайшего уровня взаимодействия игроков сегодня является «Барселона». В нашем футболе последним примером такого уровня я назвал бы московский «Спартак» времен К.И.Бескова. На короткий срок на очень высокий уровень взаимодействия выходили «Динамо» Минск Э.В.Малафеева и ЦСКА П.Ф.Садырина. Не буду вспоминать уровень взаимодействия советских команд времен 60-х годов - результаты говорят сами за себя, а связку Иванов-Стрельцов (как, собственно, и спартаковскую: Гаврилов-Черенков) вспоминают до сих пор. Что касается уровня взаимодействия российских команд последних 20 лет, то он, на мой взгляд, является весьма посредственным, что повлекло за собой естественное падение зрительского интереса к процессу игры, сконцентрировав этот интерес исключительно на результате. Подтверждение этому – поведение «зрителей» на трибунах, которые проводят игровое время не в наблюдении за ходом интересных комбинаций, а в плясках, песнопениях, «волнах» и дымовых завесах.

Говорят, что большая часть времени игр «Барселоны» проходит при молчании трибун…

Предлагаемая вашему вниманию методика постановки игры при грамотном ее использовании решает следующие задачи:

1. Повышение уровня взаимодействия игроков, надежности атакующих и оборонительных действий команды, отдельных звеньев и игроков.

2. Повышение уровня зрелищности игры.

3. Повышение уровня индивидуального мастерства игроков.

4. Повышение мотивированности игроков к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

5. Повышение уровня "командного духа", чувства коллективизма, взаимопомощи и инициативности игроков, самосовершенствования и самокритичности.

Методика ( в части освоения "тактики атакующих взаимодействий") была опробована на команде 16-17 -летних учащихся спортинтерната №62 г.Ленинграда (1965-66гг.р.) и успешно использовалась в играх Зимнего Чемпионата Ленинграда среди мужских команд (игры проходили в крытом манеже ДСИ "Зенит"). Не до конца освоенная "тактика быстрого паса или быстрых индивидуальных действий", являющаяся вспомогательной для освоения "тактики быстрых взаимодействий" и применение некоторых приемов атакующего взаимодействия преобразили игру, сделали ее интересной для игроков, комбинационной и непонятной для соперника. Кроме того игра стала зрелищной и даже на таком уровне стала привлекать зрителей на трибуны.

      2. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПОСТАНОВКИ ИГРЫ НА ОСНОВЕ «ТАКТИКИ БЫСТРЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ».

Вашему вниманию предлагается идея тактической системы игры построенной на массовом использовании приемов взаимодействия игроков.

Основная цель – ускорение и усложнение процесса игры до уровня затрудняющего эффективные действия соперника.

Способ осуществления – использование приемов взаимодействия, как средства для ускорения игры и усложнения ее для восприятия соперником.

Результат – достигается за счет создания для своей команды более привычных и комфортных, по сравнению с соперником, условий ведения игры посредством применения заранее разученных приемов взаимодействия игроков.

Последовательность освоения «тактики быстрых взаимодействий».

При игре в атаке:

1 этап. Освоение "тактики быстрого паса или быстрых индивидуальных действий", как вспомогательного механизма для развития игровых качеств игроков, необходимых для освоения "тактики быстрых взаимодействий".

2 этап. Формирование навыков на основные атакующие приемы взаимодействия игроков.

3 этап. Освоение "тактики быстрых взаимодействий" в атаке.

Перед началом работы над освоением "тактики быстрых взаимодействий" обязательным (как, собственно, и при начале работы над любым навыком) является формирование у игроков "осознанной необходимости" в освоении данной темы. Здесь на первый план выступает мастерство тренера в умении убеждать и приводить веские аргументы в пользу освоения того или иного действия, приема, тактики и т.д. Понятно, что огромную роль играет убежденность самого тренера в эффективности данного приема или тактического направления. КПД работы с игроками неуверенными и непонимающими сути преимуществ при освоении приемов взаимодействия будет значительно ниже, чем с игроками, уловившими идею тактического их применения в игре.

1 этап. Освоение «тактики быстрого паса или быстрых индивидуальных действий".

Теоретическое обоснование:

Цель — ускорение игры до уровня неудобного для соперника и привычного для нас. Как достичь озвученной выше цели «ускорения игры»? .

1) «Тактика быстрого паса или быстрых индивидуальных действий» является более простой моделью игры в атаке, предшествующей более сложной модели - "тактике быстрых взаимодействий".

Основная ее роль - подготовка игроков к формированию навыка "игры на выборе" ("или "сам"- или "отдал"*) и развитие игрового качества - прогнозирования своих действий, действий партнеров и соперников. Она основана на ускорении игры в атаке посредством быстрых передач мяча или быстрых, агрессивных передвижений игрока овладевшего (владеющего) мячом.

Быстрое перемещение мяча от партнера к партнеру или за счет быстрых (без пауз) острых индивидуальных действий существенно ускоряет игру и создает трудности обороняющимся. Происходит это потому, что:

а) при многочисленных и быстрых передачах у соперника отсутствует возможность своевременного анализа постоянно и быстро меняющейся обстановки, связанной с изменением местоположения мяча, что, в свою очередь, ведет к опозданию с ответными индивидуальными и согласованными оборонительными действиями, и существенно повышает вероятность возникновения ошибок в оборонительных действиях.

б) знание партнерами того, что игрок с мячом будет быстро пасовать или быстро индивидуально обострять игру (если для этого есть предпосылки) облегчает атакующим построение коллективной игры, т.к. сокращает временной период ожидания паса, заставляет партнеров заранее искать (прогнозировать) быстрое продолжение атаки и находиться в постоянной готовности к приему мяча, а также, облегчает своевременность открывания и существенно повышает активность открывающихся игроков.

в) быстрое перемещение мяча от одного игрока к другому дает возможность за относительно короткий временной отрезок большему количеству игроков реализовать свои игровые идеи, т.к. все они для этого имеют средство – мяч.

г) у игроков появляется стремление к прогнозированию своих действий, действий партнеров и соперников, что диктуется необходимостью быстрого продолжения атаки и возрастающей реальностью получения мяча. Кроме того — требование от игрока с мячом быстрого выбора «или сам-или отдал» развивает у него качество «игры на выборе», без которого невозможно его эффективное участие в освоении «тактики быстрых взаимодействий».

Параллельно происходит определение заложенной природой предрасположенности игроков играть «на выборе», т. е. осуществлять двигательные действия одновременно с решением игровых задач и продуктивным принятием решений.

Практическое изучение «тактики быстрого паса или быстрых индивидуальных действий».

Порядок действий:

1) Дается общекомандная установка: требование к игроку с мячом: либо быстро отдать пас, либо быстро действовать индивидуально. Не искать решения, владея мячом, а искать способы исполнения решения - принятие предварительного решения ("что делать?) должно прогнозируемо осуществляться до приема мяча. Если же обостряющего решения нет или его невозможно осуществить по каким-либо причинам, то игрок обязан максимально быстро, но с удобствами для партнера избавиться от мяча, отдав его любому партнеру. Это обязательная установка на весь период работы.

Упр.: игра и игровые упражнения, квадраты на держание мяча и т.п.

2) Работа над качествами технической, физической и психологической подготовки при освоении «тактики быстрого паса или быстрых индивидуальных действий». Особенности физподготовки, техники, псих. подготовки

Технико-тактическая подготовка: игра в 1-2 касания, сильный пас, скоростная работа с мячом «на каждый шаг», скрытые передачи, пас под дальнюю ногу, укрывание мяча, работа с мячом без зрительного контроля (в дальнейшем - б.з.к.).

Пояснения.

Работа с мячом "на каждый шаг".

Техника владения мячом "на каждый шаг" одной или двумя ногами имеет следующие преимущества:

касаясь мяча на "каждый шаг" одной ногой игрок имеет возможность часто изменять направление и скорость его движения, двумя ногами - еще чаще. Это повышает быстроту исполнения передач и дает возможность своевременно их делать, повышает качество обводки, позволяет надежно контролировать мяч, т.к. соперник не успевает проанализировать часто меняющуюся информацию о траектории движения мяча и принять в короткий срок решение об отборе или противодействии.

Работа с мячом "без зрительного контроля".

Техника работы с мячом б.з.к. - это то качество, которое отличает и всегда отличало высококлассных футболистов. Еще в 1970 году великий бразильский нападающий Тостао говорил о том, что работает над "обводкой защитника, не глядя на мяч". Умение "играть с высоко поднятой головой" дает большие преимущества при индивидуальной игре, а для высококачественного решения задач взаимодействия игроков оно просто необходимо. Освобождение зрительного анализатора от контроля над мячом необходимо для получения своевременной и детальной информации о действиях партнеров и соперников с целью принятия правильных и своевременных решений "на ходу", чрезвычайно необходимых для технико-тактического обеспечения приемов взаимодействия.

Физическая подготовка: частота движения ног (для обеспечения скоростного подхода к мячу, т. к. в этом увеличивается необходимость при частом, быстром и сильном перемещении мяча, умения подстроиться под неудобную и неожиданную передачу, а также для обеспечения техники владения мячом с высокой частотой касаний).

Психологическая подготовка: отвлечение от мяча, принятие решения «на ход вперед», хитрые и скрытые передачи, длительная концентрация внимания в игре, психологическая готовность в любой ситуации принять мяч и продолжить атаку (инициативность).

"Отвлечение от мяча".

Для более продуктивного прогнозирования своих действий и оценки действий партнеров и соперников необходимо научиться "оглядываться", отрывая взгляд от мяча, которым владеют партнеры и соперники. Умение не концентрировать взгляд на мяче, а находить возможность отвлекаться от него с целью сбора информации о своих предстоящих действиях, действиях партнеров и соперников, их расположении, направлении перемещения и т.п., играет очень важную роль во взаимодействии игроков и принятии правильных решений. При этом игрок не должен терять контроль за мячом и игровой ситуацией, должен быть готов к неожиданному пасу, отскоку, рикошету.

Длительная концентрация внимания в игре.

Игрок должен стремиться "не выключаться" из игры в течение всех 90 минут. Это качество тренируемо так же, как и технические или физические качества. Длительность "невыключения" обусловлена утомлением ЦНС, но чаще всего эта проблема возникает от непонимания игроками необходимости его тренировки путем осуществления сознательного самоконтроля. Для "тактики быстрого паса…", и тем более "тактики быстрых взаимодействий", это качество очень важно, т.к. многие быстрые передачи бывают неожиданными, скрываются партнерами, исполняются сильно, а часто и неточно. Все это требует повышенной готовности игрока вступить в игру "во всеоружии" в любой момент и поддержать действия партнеров, а по возможности и усилить их продуктивность.

Психологическая готовность участия в игре в любой ситуации.

Игроки не должны бояться ответственности за проявленную инициативу в игре. Они должны быть готовы принять мяч в любой, даже безвыходной ситуации и сделать все, чтобы помочь партнерам из нее выйти. Это требование диктуется предполагаемой неготовностью соперников к противодействию "тактике быстрого паса…", что значительно увеличивает шансы на успех даже в "безвыходной ситуации".

Подбор упражнений – произвольный, в основном игрового плана (квадраты на держание мяча, атака 2х1, 3х1, 4х2, 5х2 и т.д., двусторонние игры, баскетбол-регби и т.п. Условия: ограничение времени, установка на быстрый пас или индивидуальные действия с обострением. 3) Совершенствование "тактики быстрого паса или быстрых индивидуальных действий" в игровых условиях.

2 этап. Изучение приемов взаимодействия игроков.

Теоретическое обоснование эффективности применения приемов взаимодействия:

В принципе все действия в футболе, как групповые, так и индивидуальные являются взаимодействиями, т.к. уже само присутствие партнеров по команде на поле, независимо от качества их расположения, оказывает влияние на соперника, а, следовательно, помогает игроку с мячом в его действиях, даже если он и не пользуется помощью партнеров. Но я предлагаю называть приемами взаимодействия (и в дальнейшем, в этой работе буду именно это иметь в виду) приемы, которые создают на какой-то отрезок времени численное преимущество в атаке или обороне и (или) связывают партнеров взаимными, согласованными действиями, обусловленными их предварительной договоренностью и (или) тренировкой.

В футболе одним из основных принципов ведения игры является создание временного численного большинства (чаще всего 2 против 1) на определенном участке поля с целью обострения игры в атаке или создания эффективной обороны. Овладение приемами взаимодействия помогает создавать и использовать это численное преимущество. Учитывая, что создание такого численного преимущества длится очень короткий временной отрезок (в играх профессиональных команд 1-2 секунды максимум), эффективное его использование требует не только знакомства всех игроков команды с основными приемами взаимодействия, их принципиальными особенностями и вариантами исполнения, но и качественного овладения навыками их использования в игре.

Качественное и количественное использование приемов взаимодействия выводит игру команды на более высокий уровень, ускоряя ее и создавая при этом одновременно удобства для партнеров и дополнительные трудности для соперников. Приемы взаимодействия (стенка, пропускание, забегание, навод, подбор и т.д. и т.п.) это переход на манипулирование футбольными средствами другого, более высокого уровня. Образно это можно сравнить как мышление, в котором составным элементом является «слово» с мышлением, где составным элементом является «фраза».

В чем преимущество отработанных приемов взаимодействия над естественным ведением игры "с листа"?

В игре появляются эпизоды, которые легко идентифицируются с теми, которые игроки часто встречали в процессе тренировок и тренировочных игр. Эпизоды, которые с высокой степенью вероятности будут читаться партнерами одинаково, а, следовательно, действия партнеров будут более предсказуемы. Это позволяет гораздо быстрее и увереннее участвовать в игре. Кроме того, значительно облегчается процесс продолжения игрового эпизода, возможность исполнения отвлекающих и ложных действий.

Сила и основа любого приема атакующего взаимодействия заключается в его очевидной для защитников двойственности продолжения игры (игрок, владеющий мячом, всегда имеет два варианта продолжения – или «сам», или «отдал») и в заведомой известности действий для атакующих, которые вначале создают кратковременное численное преимущество, а затем помогают его реализовать. Защищающийся игрок оказывается перед необходимостью выбора (угадывания) направления движения мяча, он вынужденно теряет концентрацию внимания на действиях игрока с мячом (защитнику необходимо отвлекаться на анализ передвижения второго соперника), что значительно снижает эффективность его оборонительных действий.

Приемы оборонительного взаимодействия наоборот направлены на ограничение возможностей игрока, владеющего мячом, менять направление движения мяча, заставляя его действовать в обусловленном и предсказуемом защитниками направлении.

Быстрота исполнения приема взаимодействия существенно влияет на его эффективность. При очень быстром, а тем более скрытном, исполнении приема соперник, зачастую, просто не успевает сообразить, что происходит, теряет ориентацию и не может предпринять эффективные оборонительные или атакующие действия.

НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИГРОКОВ.

1. Возраст, с которого необходимо начинать обучение трудно точно установить, но сошлюсь на собственный опыт. Я начинал работать над приемами взаимодействия с 8-милетнего возраста в ДЮСШ и потерпел неудачу – это очень рано. Необходимо, чтобы дети сами сделали первые шаги в игре и нащупали свою индивидуальную игру, проявив свои природные наклонности, свое понимание и свой интерес. И, в то же время, такая работа очень здорово «пошла» с ребятами 15-17 лет в спортинтернате. Приемами взаимодействия, я думаю, целенаправленно нужно начинать заниматься лет с 14-15 и при условии приличного уровня технической и физической готовности.

Особо хочу сказать о психологической подготовке. Нельзя начинать работу над взаимодействиями резко, сразу включая большие временные объемы. Видимость «ненагрузочной» работы, что обусловлено частыми остановками и разбором эпизодов, очень обманчива. У 15-17 –летних ребят очень неплохого уровня футбольной подготовки (спортинтернат) «крыша поехала» через месяц такой «ненагрузочной» работы. Наступил «ступор», который проявился в абсолютной рассогласованности действий на футбольном поле, растерянности и большом количестве технического брака. В то же время, возможно именно этот «ударный» (двухразовые тренировки в день) способ освоения приемов взаимодействия позволил быстро освоить и применять в играх взрослых команд тактику «Быстрого паса или быстрых индивидуальных действий» и некоторые приемы атакующего взаимодействия (забегание, стенка, паровоз, отыгрыш, сброс, скрещивание, пропускание). Этот объем был освоен за 4-5 месяцев целенаправленной работы. Но, вероятнее всего, наибольший эффект предлагаемая методика может дать в командах мастеров, где и функционально-технический уровень игроков, и возможность систематической целенаправленной работы в подготовительном периоде, и мотивация создают отличные условия для ее качественного и быстрого освоения.

2. Принцип «осознанной необходимости».

Прежде, чем пытаться научить чему либо, нужно, чтобы обучаемый осознал необходимость включения того или иного приема в свой арсенал. Вариативность и неоднозначность исполнения приемов взаимодействия значительно облегчают эту задачу, т.к. их изучение вызывает соучастие игроков в творческом процессе обучения, требует самостоятельного принятия решений, при этом эмоциональная окраска действий существенно расширяется и ведет к желанию овладеть этими приемами. Но, прежде чем приступить к ознакомлению с ними, лучше рассказать об их особенностях, принципах и хитростях исполнения - это ускорит процесс осознания необходимости их освоения.

3. Принцип вариативности.

Приемы взаимодействия в атаке построены на выборе: «или сам-или отдал»*. Этот принцип должен соблюдаться во всех действиях игрока овладевшего мячом. Нельзя допускать однозначного, принимаемого независимо от игровой ситуации, решения. Игрок, владеющий мячом, должен в зависимости от действий защитника либо действовать сам, либо отдавать мяч партнеру, идущему с ним на взаимодействие. Для качественного осуществления таких двойственных действий очень важно наличие у игрока предрасположенности к умению одновременно действовать физически и интеллектуально. Другими словами необходимо, чтобы, владея мячом и осуществляя с ним требуемые игровой обстановкой действия, он мог решать одновременно и интеллектуальные игровые задачи, анализировать происходящее на поле и принимать адекватные решения. По моим наблюдениям этим качеством обладает довольно ограниченное количество игроков. Вероятно это качество (соединение двигательных действий с продуктивным игровым мышлением) поддается тренировке, но, как мне кажется, - с большим трудом. Требование от игрока постоянного быстрого и качественного выбора между индивидуальными действиями и пасом создает коллективную творческую атмосферу и в игре, и в тренировках, что существенно повышает их качество и эмоциональную окраску.

4. Принцип создания и быстрого использования численного преимущества.

Сегодня успех в футболе в значительной мере определяет решение двух задач: умения создавать на ограниченном участке поля численное преимущество и умения его реализовывать. Использование в игре приемов взаимодействия облегчает решение обеих задач.

5. Принцип скрытности и обмана.

Требование скрытности действий и ложности намерений очень желательно при взаимодействии с партнером. Они существенно повышают вероятность положительного результата в действии игрока с мячом, дают ему возможность дождаться своевременности паса или начала самостоятельного движения и облегчают дальнейшие действия партнера, создавая ему комфортные временные условия. При работе с игроками, обладающими хорошим природным уровнем двигательно-интеллектуального соединения, включение требования скрытности и обманности действий возможно и на ранних стадиях формирования навыка, что значительно ускорит процесс и качественно улучшит его.

6. Принцип формирования навыка на целостное действие.

Хотя этот принцип необходимо соблюдать при формировании любых навыков (это постулат теории и методики физвоспитания), тем не менее, учитывая, что в практике учебно-тренировочной работы в футболе он соблюдается очень редко, я решил заострить на нем внимание. При формировании навыка на исполнение приемов взаимодействия необходимо использовать упражнения целостного характера, т.е. типа (вида) игрового эпизода 2х1, 3х2 и т.п., а также - игру с заданием. Упражнения целостного характера должны содержать в себе все компоненты игрового действия на уровне приближенном к игровому, т. е.: техника, тактика, физические и психологические характеристики при работе над формированием навыка должны соответствовать (или, хотя бы, быть представлены) уровню игры. Навык, выработанный на целостное действие, является гибким и вариативным и поэтому гармонично и достаточно просто вписывается в структуру игры. Кроме того, такой навык создает предпосылки для дальнейшего его совершенствования, построения на его базе более сложных игровых комбинаций, приемов и, как следствие, перспективного развития индивидуального мастерства и командной игры. При использовании игры, как средства для формирования навыка на тот или иной прием взаимодействия, нужно быть готовым к временным «фиаско». Для примера, уже упоминавшаяся группа игроков из спортинтерната, в начале работы над «забеганием» не могла сделать этот прием ни разу на протяжении нескольких товарищеских игр с более слабым соперником. Этого бояться не нужно. Ускорения процесса освоения приема можно достичь лично участвуя в игре (как игрок), или используя игроков, владеющих этим приемом, для помощи в освоении его «изнутри».

7. Принцип временной адекватности действий.

Игрок, овладевший мячом, и определившийся с тем, какой прием взаимодействия необходимо применить для обострения игры должен максимально быстро начать действовать: либо двигаться «сам», либо «отдать» мяч партнеру, но… Величина «быстроты» и характер действия (пас, обводка, отвлечение, ложная угроза, пауза) определяется самим игроком, должна соответствовать по времени действиям партнеров и, в то же время, быть для самого игрока комфортной. Важен именно принцип временной адекватности - именно своевременность и определяет быстроту. Но при этом партнеры должны учитывать стремление игрока с мячом к быстрым действиям и всячески этому содействовать.

8. Принцип " невыключения", постоянного личного улучшения игровой позиции, не выключения из игры в любой ситуации.

От длительности умения игрока не выключаться из игры, поддерживая одновременно и функциональную и интеллектуальную игровую деятельность на хорошем уровне, другими словами концентрироваться на игре, зависит качество и эффективность взаимодействий и индивидуальных действий игроков на протяжении всего матча. Постоянное требование концентрации в игре и тренировке и личный контроль игрока за этим повышает уровень продолжительности невыключения, другими словами - необходимо тренировать это качество так же, как и технические или физические качества организма.

                          ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В АТАКЕ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ.

 

Применение приемов взаимодействия, заранее обусловленных и отшлифованных в тренировочных занятиях и играх, еще более ускоряет игру в атаке, т. к. атакующие игроки предвидят развитие игрового эпизода на 2-3 хода вперед, что позволяет им более тщательно подготовиться к предстоящим действиям, использовать обманные движения и скрытые передачи, более уверенно и активно проводить маневры и технические приемы.

Формирование навыков на основные приемы взаимодействия и работа над специальными физическими, техническими и психологическими качествами, необходимыми для освоения этих приемов:

а) знакомство с основными приемами взаимодействия в атаке, особенностями их исполнения (рассказ, показ, пояснение их эффективности и эффекта применения, опробование) и принципами их использования в игре. Цель – формирование осознанной необходимости их освоения.

Основные упражнения 2х0, 2х1.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В АТАКЕ

Стенка.

Особенности исполнения: 1.главный-партнер«стенка»(он решает: возвращать мяч, играть самому, играть на третьего), 2. скрытность(обманность) направления передачи партнеру, 3.обманность направления открывания, 4. решительность. упр.2х1,2х2 3х2,3х3

Забегание.

Особенности исполнения: 1.главный – игрок с мячом, 2.«разрывание» защитника – движение игрока с мячом в направлении противоположном движению забегающего партнера, 3.своевременность паса, 4.скрытность паса или инд.маневра, 5.своевременность и скорость движения игрока с мячом, синхронизированные со скоростью и направлением движения партнера, 6.своевременность и скорость движения забегающего игрока, синхронизированные с получением мяча партнером и его действиями. 7. выбор игрока с мячом - сам или отдал.упр. 2х1

Скрещивание

Особенности исполнения: 1.главный-игрок без мяча (он решает «брать мяч или не брать» в зависимости от действий защитника, опекающего игрока с мячом), 2.игрок с мячом не мешает взять мяч партнеру, но и не теряет над ним контроль, 3.мяч нельзя передавать партнеру - он сам его возьмет, если захочет, 4. игрок с мячом находится между защитником и своим партнером, отрезая защитника от мяча, 5. игрок с мячом укрывает мяч от защитника все время. упр.2х1, 2х2.

Отыгрыш (двойной отыгрыш).

Особенности исполнения: 1.мяч возвращается по одной и той же линии, 2.пас под дальнюю от соперника ногу.3. отыгрывающий может не возвращать мяч (в зависимости от расположения или действий защитника) упр.2х1, 2х2.

Сброс.

Особенности исполнения: 1.главный-сбрасывающий игрок (он решает сбрасывать или взять на себя), 2.сброс в свободную, доступную для партнера зону или, если ее нет, навстречу партнеру(условия можно изменить). упр.3х2, 3х3.

Длинное открывание (открывание с изменением направления или с паузой).

Особенности исполнения: 1. игрок с мячом должен изобразить готовность и желание сделать пас в направлении первоначального движения партнера, а отдать мяч после изменения партнером направления движения или удлинения открывания. упр.2х1, 2х2.

Пропускание.

Особенности исполнения: 1.пропускающий игрок решает, в зависимости от действий соперника, пропускать или взять мяч себе, 2.пас пропускающему должен быть пасом для приема, а не "выстрелом" для пропускания, но в то же время достаточно сильным для пропускания, и совпадать с расположением третьего партнера,. упр.3х1, 3х2

«Паровоз» (пас пяткой или подошвой).

Особенности исполнения: 1.игрок с мячом- «паровоз» уводит соперника, освобождая сзади себя зону для партнера, 2. пас назад должен быть точно по линии движения игрока с мячом, 3. сила паса должна синхронизироваться с движением партнера, 4. партнер-«вагон» синхронизирует скорость своего движения и определяет дистанцию от партнера для удобства своих дальнейших действий (удара, паса, ведения). Упр. 2Х1, 2х2

Общие принципиальные особенности освоения и исполнения приемов взаимодействия в атаке:

1.Словесный контакт (подсказ, «рабочий разговор»). Необходимо нацеливать игроков на подсказ и рабочий разговор в тренировках и играх - это существенно помогает в освоении приемов взаимодействия, особенно на этапе знакомства и приобретения умений.

2.Прогнозирование своих действий, действий партнеров и соперников. Стремление к наблюдению за действиями партнеров и соперников, предугадыванию их действий и прогнозированию своих создает для игрока благоприятную "среду обитания" и существенно помогает принимать правильные, быстрые решения и осуществлять свои действия в более комфортных условиях.

3.Работа по освоению навыка на приемы взаимодействия идет с обязательным участием соперника, вначале с относительно пассивным, но с обязательным обозначением его намерений играть с одним или с другим игроком.

б) Специальные качества:

Технико-тактическая подготовка – работа с мячом б.з.к., высокая частота касаний мяча, сильный пас. Основные упражнения: работа над вариативностью(2х1), упражнения с мячом, требующие контроля над ситуацией на площадке, ведение и работа с мячом на каждый шаг одной и двумя ногами, пас без замаха, квадраты.

Физическая подготовка - частота движений ног, изменение направления движения, интеллектуально-функциональная выносливость.

Психологическая подготовка – постоянство внимания, вариативность своих действий с мячом в зависимости от действий соперника и партнеров, прогнозирование своих действий, действий партнеров и соперников, постоянная нацеленность на открывание

в) Работа над освоением приемов взаимодействия (основное требование - целостность действия (приема взаимодействия): Основные упражнения 2х1, 3х2, 4х3, квадраты в 1-2 касания, атака 5х0,6х0 на 1/2 поля (с заданием).

г) Совершенствование приемов взаимодействия в атаке. Скоростное применение атакующих приемов взаимодействия в игровых условиях (на «фоне» тактики быстрого паса или индивидуальных действий). упр: товарищеские., двусторонние игры с заданием на выполнение приемов взаимодействия.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБОРОНЕ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ

1) Освоение «тактики скоростного персонального разбора игроков» - переход из атаки в оборону.

Умение игроков быстро переходить из атаки в оборону также может зависеть от предварительно обусловленных и отработанных в режиме учебно-тренировочного процесса приемов взаимодействия игроков. Освоение "тактики быстрого персонального разбора игроков" дает возможность заложить основу действий команды в обороне. Установка на "быстрый персональный разбор игроков" соперника сокращает время перехода из атаки в оборону, т.к. игрок имеет конкретную цель при потере мяча или срыве атаки своей команды. Это первое, что должны уметь при оборонительных действиях игроки. С позиции персональной опеки можно переходить к применению приемов оборонительного взаимодействия. (Тренер может избрать другое начало действий своей команды в обороне, например, отход на свою половину поля. Но такое действие должно быть. Как сигнал и отправная точка начала оборонительных действий команды).

2) Освоение приемов взаимодействия в обороне. Формирование навыков на основные приемы взаимодействия и работа над специальными физическими, техническими и психологическими качествами, необходимыми для освоения этих приемов: а) знакомство с принципиальными особенностями исполнения приемов взаимодействия в обороне (рассказ, показ, пояснение их эффективности и эффекта применения, опробование) с основными приемами взаимодействия и принципами их использования в игре. Цель – формирование осознанной необходимости их освоения. Основные упражнения  2х1.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБОРОНЕ.

Зонная оборона (оборона с задачей контроля определенного участка поля)

Особенности исполнения: 1. контроль действий игроков в своей зоне-повышенное внимание наиболее опасному, 2. диагональная страховка, 3. страховка партнеров, находящихся в твоей зоне.упр.1х2,2х2,2х1,2х3,3х2,3х3,3х4

Персональная опека (контроль конкретного игрока соперника в игре).

Особенности персональной опеки: а) быстрое определение опекаемого игрока – поиск наиболее опасного свободного игрока, ясная для партнеров опека конкретного игрока. б) расположение защитника между опекаемым и воротами в) подсказ партнерам. г) не бросать игрока до форс –мажорной ситуации (непосредственной угрозы прорыва или атаки. Особенности исполнения:1. расположение «между ним и воротами», 2.надежность в отборе – «нельзя проигрывать единоборства», 3. принцип «создания максимальных затруднений сопернику».упр.1х1, 2х2, 2х1, 3х2.

Смешанная оборона (персональный контроль в своей зоне).

Особенности исполнения: 1. передача-прием соперников при смене зоны. 2.Рабочий разговор. упр.1х2,2х3,3х4,2х2,3х3,4х4 Страховка (опека «своего» с одновременной страховкой партнера, страховка «либеро») Особенности исполнения: 1.подсказ, 2. расположение страхующего, 3. невыключение до полного отбора. Упр.2х2, 1х2

Навод ("выжимание" соперника в зону контролируемую партнером)

Особенности исполнения: 1. отвлечение от мяча (момента) для оценки расположения партнеров по обороне, 2. своевременные активные и явные действия в отборе с перекрытием неконтролируемой зоны с целью заставить соперника уйти в зону контролируемую партнером.упр. 1Х2, 1х3

Подбор (осуществляется в момент борьбы партнера с принимающим мяч соперником)

Особенности исполнения: 1. активность и решительность борющегося игрока в момент приема, 2. подсказ о готовности помочь. Упр. 1х2

Блокировка(осуществляется при игре своего вратаря и угрозе добивания) Особенности исполнения: 1. перекрытие направления предполагаемого движения соперника при ударе по воротам. 2. постоянная готовность помочь вратарю. Упр. 1х1 при ударах по воротам. Невыключение и игра до окончания игрового эпизода.

Диагональная страховка

Особенности исполнения: 1.неплотность опеки на дальнем фланге обороны, 2. страховка партнера по соседней «зоне».упр3х4

Передача игрока

Особенности исполнения: 1.голосовая и зрительная связь, 2.обоюдное желание партнеров.3. отсутствие экстримальной ситуации. Упр.1х2

Коллективный отбор(активный отбор мяча несколькими защищающимися)

Особенности исполнения: 1.подсказ, 2.активность и решительность, 3.длительность активных действий, 3. действия партнеров, не участвующих непосредственно в коллект. отборе (страховка, разбор ближних к месту отбора, «мелкий фол» - как кризисная мера), игрок, не имеющий опекаемого соперника должен играть «в мяч», перекрытие всех возможных направлений движения мяча, 4. постоянная взаимопомощь (нельзя останавливаться), 5. выбор момента для начала коллективного отбора (соперник потерял контроль над ситуацией, достаточное количество партнеров и мало соперников – создание численного большинства), 6.своевременная поддержка партнера при начале коллективного отбора. Упр.1х2,2х3,3х4

Прессинг (активная персональная опека всех соперников по всему полю).

Особенности прессинга: 1. высокая и длительная активность, 2.не проигрывать своему «визави», 3. вынудить соперника к ошибке или серии неудачных ходов.

Особенности исполнения: а) своевременность начала прессинга (одновременность) б) плотность, но надежность (не дать себя обыграть или убежать «за спину») в) создание максимума неудобств действиям опекаемого. г) при отборе или перехвате – максимально быстрое начало атаки (предпочтение пасу вперед) упр.5х5,6х6,7х7

Перехват (с подстраховкой партнера)

Особенности исполнения: 1.убежденность, что партнер страхует, 2.высокая вероятность исполнения перехвата мяча.2х3

Выход из зоны обороны

Особенности исполнения: 1. голосовая команда «либеро», 2. визуальный контроль «линии офсайда», 3. отсутствие подключения соперника «из глубины», 4. активная атака игрока владеющего мячом(при владении мячом соперника).упр.: Игра,5х5, 6х6, 7х7.

Искусственный офсайд

Особенности исполнения: 1. подсказ — голосовая команда, 2. визуальный контроль, 3. быстрота выхода, 4. атака соперника владеющего мячом. 5.выбор начала — главный (либеро, все...).упр.3х4,4х4,3х5,4х6.

3)Специальные качества:

Технико-тактическая подготовка –умение держать нападающего в "напряжении", умение угрожать отбором мяча, отвлечение от мяча с целью оценки игровой ситуации. Основные упражнения: работа над вариативностью(2х1), упражнения с мячом, требующие контроля над ситуацией на площадке, квадраты 6х6, 7х7.

Физическая подготовка - частота движений ног, изменение направления движения, интеллектуально-функциональная выносливость, плассирование.

Психологическая подготовка – постоянство внимания, вариативность своих действий в зависимости от действий соперника и партнеров, прогнозирование своих действий, действий партнеров и соперников.

 4) Работа над освоением приемов взаимодействия (основное требование - целостность действия (приема): Основные упражнения 2х1, 3х2, 4х3, квадраты без ограничения касаний-защитники против нападающих.

5) Совершенствование приемов взаимодействия в обороне. Скоростное применение атакующих приемов взаимодействия в игровых условиях (на «фоне» тактики персонального разбора игроков соперника).

Технический механизм формирования навыка на взаимодействие игроков.

Пример: формирование навыка на «Пропускание при вбрасывании аута».

1.Фаза ознакомления. Показ основного элемента (пропускание) в целом действии. Вбрасывание – пропускание - прием мяча партнером.

2.Фаза вариативности. Показ вариантов игры пропускающего (сам-отыграл, сам-пропустил) Действия пропускающего – должны быть в зависимости от действий защитника и партнера, действия принимающего (сам-вернул, сам-пропустил третьему). Игрок должен стараться выбирать, а не играть однозначно.

3.Фаза нюансов и деталей.

Техника и тактика

Обман , ложные действия, бросок под д.ногу, сила броска, скрытность действий партнеров, рабочий разговор

4.Фаза развития и совершенствования.

Действия всех участников до, во время и после вбрасывания. Открывание пропускающего после пропускания, действия вбрасываюшего до и после вбрасывания, пропускание на ходу (в движении), двойное пропускание и т.д.

Примечание:

Все фазы – с сопротивлением (пассивным и активным).

На мой взгляд, последовательность освоения тех или иных приемов взаимодействия не имеет большого значения и каждый тренер может установить ее по своему вкусу.

Естественно, что приемов взаимодействия гораздо больше, и они могут быть глубоко индивидуальными и оригинальными. Здесь выделены, на мой взгляд, наиболее часто встречающиеся и зрелищные.

                                                         ОСВОЕНИЕ "ТАКТИКИ БЫСТРЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ".

Общая установка - максимальное использование в игре изученных и освоенных приемов взаимодействия с целью обострить игру в атаке и обезопасить игру в обороне.

Процесс введения в игру освоенных приемов взаимодействия - процесс непростой, но творческий, а потому проходит в обстановке взаимопонимания и продуктивной совместной работы.

Использование приемов взаимодействия в игре, идущей на фоне быстрого паса или быстрых (адекватных ситуации) индивидуальных действий создает так называемый "рваный темп", когда игра то снижает темп, то резко его увеличивает за счет того или иного приема взаимодействия.

Снижение темпа идет на этапе подготовки к созданию численного большинства на том или ином участке поля, отвлечения соперника от этого участка, поиска возможности создания такого численного большинства в зависимости от расположения партнеров и соперников. А ускорение происходит на этапе реализации кратковременного численного преимущества, созданного, в том числе, еще и неожиданными, быстрыми взаимодействиями, вызывающими локальные ошибки обороняющихся или атакующих соперников.

Количество приемов взаимодействия, создающих на различных участках поля неразбериху и хаос, заставляющее соперников совершать ошибки, приводит к качественному результату, создавая возможность для острого проведения атак или отбора мяча.

Для достижения результата в игровом эпизоде с несильным соперником, таких приемов взаимодействия могут быть единицы или вообще один. Для сильного (соответственно) соперника необходим комплекс, следующих друг за другом и накапливающих понемногу преимущество приемов взаимодействия и индивидуальных действий игроков. Но то, что приемы взаимодействия при качественном их исполнении будут создавать предпосылки для обострения атаки и создания хороших условий для отбора мяча - несомненно.

Одной из главных задач тренера при освоении "тактики быстрых взаимодействий" является поиск партнеров по качественному исполнению тех или иных приемов взаимодействия и создания из этих игроков "связок" и групп по использованию этих приемов в игре.

Важным моментом является также определение участков поля, на которых целесообразно применение тех или иных приемов взаимодействия, теми или иными "связками" игроков, или вообще игроками. Идеальным вариантом является, когда все игроки команды умеют на хорошем уровне участвовать в выполнении различных приемов взаимодействия, но всегда есть игроки, которые делают тот или иной прием еще лучше. И это необходимо использовать в первую очередь.

            3Перспективы развития тактики «взаимодействий».

В российском футболе взаимодействию игроков уделяется очень мало внимания. Во многом это связано с тем, что применяемые методики и способы освоения этого направления игры не отвечают элементарным требованиям формирования навыков и направлены на примитивное зазубривание шаблонных действий, которые, по-существу, никогда не повторяются в такой вариативной и нестандартной игре, каким является футбол. Поэтому КПД таких методик чрезвычайно низок и не влияет на качество игры, что ведет к отказу от их применения в учебно-тренировочной работе.

Если же продолжить эту мысль дальше то такое "неразвитое" состояние уровня взаимодействия игроков в нашем футболе во многом вызвало следующие последствия:

1) низкий уровень подавляющего большинства наших команд и, как следствие, низкий уровень нашего футбола с точки зрения результата на международной арене;

2) низкий уровень зрелищности российского футбола;

3) отсутствие игроков высокого класса, важнейшим показателем которого является умение взаимодействовать, и возникшая необходимость в привлечении большого количества "легионеров" среднего и даже посредственного уровня;

4) отсутствие тренеров высокого класса и возникшая необходимость привлечения их из-за рубежа.

На мой взгляд, перспектива развития и совершенствования "тактики быстрых взаимодействий" очевидна. Вот некоторые возможные направления ее совершенствования:

1. Связки приемов и комбинирование приемов взаимодействия.

2. Увеличение количества игроков во «взаимодействии».

3. Совершенствование приемов скрытности и обманных действий при выполнении приемов взаимодействия.

4. Повышение достоверности ложных, обманных и отвлекающих действий.

5. Освоение более высокого уровня техники (работа с мячом без зрительного контроля, с высокой частотой касаний мяча двумя ногами, 2-х и более касаний одной ногой в шаге и т.д), которое позволит улучшить качество приемов взаимодействия.

6. Развитие качеств прогнозирования и предугадывания последующих действий партнеров и соперников, мышление связками действий (приемами взаимодействия).

7. Рост взаимопонимания и практический эффект «взаимодействий» ведет к росту уровня зрелищности и эмоциональности игрового процесса, что значительно снижает уровень усталости игроков, а это в свою очередь тянет за собой удлинение периода скоростного исполнения игры и повышение качества приемов взаимодействия..

8. Творческая игровая обстановка, вызываемая исполнением приемов взаимодействия, ведет к развитию воображения, вариативности действий, появлению хитрости и нестандартности в исполнении приемов, потребности в постоянном усложнении игры и, как следствие, к совершенствованию игроков – к постоянному и стабильному росту мастерства, более полному раскрытию их игрового потенциала.

                4. Общие положения и выводы.

Следствием вовлечения игроков в творческий процесс освоения и применения приемов взаимодействия, является существенное повышение уровня работоспособности в тренировочных занятиях и играх (эмоциональный фон снимает утомление ЦНС). Увлеченность процессом заставляет игроков искать личные способы и технические приемы решения возникающих игровых задач, позволяет изнутри (игрока) реально оценивать свой уровень мастерства и, как следствие, стремиться к самостоятельному совершенствованию отдельных технических приемов и качеств, т.к. игрок сам видит необходимость их конкретного и реального применения. Личное участие игроков в постановке игры позволяет быстро и убедительно формировать осознанную необходимость освоения новых технических элементов и совершенствования физических качеств. Реальное ощущение посвященности и понимания происходящего на поле, идущее от знания приемов взаимодействия, исполняемых совместно с партнерами, придает уверенности и решительности, формирует психологическую устойчивость и создает чувство "команды", объединенной одной идеей, одними понятиями, одним духом. При работе над приемами взаимодействия происходит комплексное воздействие на организм игрока (как, собственно, при любой работе над целостными действиями), что формирует тренировочный эффект на игровую футбольную деятельность, повышая уровень концентрации внимания, общей игровой выносливости, длительности периода продуктивного игрового мышления.

*«ИЛИ САМ-ИЛИ ОТДАЛ» - что это такое? Это кирпичики, из которых собирается игра в атаке. Простая игра в атаке собирается из простых и однозначных действий: «сам» - нацеленность только на пас, только на ведение, только на обводку, только на удар и т.п., независимо от ситуации на поле и действий партнеров и соперников. Более сложная модель - из двузначных действий (игра «на выборе»): " или сам –или отдал", в зависимости от действий партнеров и соперников. Еще более сложная модель - из трехзначных действий («игра на выборе с прогнозированием»): «или сам - или отдал для конкретного продолжения», с целью продолжения самим игроком или партнером прогнозируемого тобой направления атаки и т.д.

Сливка И.Е.

тренер ФК «Победа» Санкт-Петербург

www.slivka.spb.ru

декабрь 2010г.

 

 

 

 

[все статьи]

Комментарии

Стас:
Игорь Евгеньевич.Вопрос немного не по теме.Как сложилась дальнейшая судьба ва-ших воспитанников из ОШИСП-62.Многие ли стали проффесиональными футболистами. Кем стали во взрослой жизни.
Сливка И.Е.:
В интернате у меня было две группы 1965(7 человек) и 68гг (8 чел) рождения. 65 мне удалось выпустить, а 68 - не дали, закрыв отделение футбола усилиями Бесова-директора "Смены". Из 65-го в футболе (профессиональном) были Сергей Колотовкин и Сергей Волков, в 68-м знаю, что профессионально играли в Израиле Ян Михайловский и Родион Некрасов, с которыми недавно встречались на концерте Родиона-он пишет авторские песни и поет. И очень прилично. Об остальных ребятах 68-го ничего не знаю. 65год: в Питере трое-Голубев Юра, Галунчиков Юра, Голик Валера. Изредка видимся. Все играют в футбол на любительском уровне. Володя Васильев уехал домой в Иошкар -Олу и, вроде, играл там за мастеров. О Зауре Кибишеве ничего не знаю - он вернулся в Нальчик и, думаю, тоже играл на уровне 1-2 лиги (он ведь играл за юношескую сборную России, когда учился у нас). Наверное то, что с 68-м мы были вместе всего 1 год сказалось на непрочных связях, да и маленькие они еще были 14-15 лет.
Стас:
Игорь Евгеньевич. Расскажите о структуре ШИСП. Я слышал в те годы в интенате не было учащихся специализированных школ Смена и Зенит. Учавсвовали ли команды спортинтерната в союзных и городских соревнованиях.
И. Е. Сливка:
С 1981года тренерский коллектив отделения футбола ШИСП-62 (Матренин В., Сливка И.,Горбунов А.,Ушанов А.) принял решение создать третий центр подготовки (наряду с СДЮСШОР "СМЕНА"И "ЗЕНИТ") в Ленинграде. Решили не брать в интернат сменовцев и зенитовцев, ведь у них и так были хорошие условия для совершенствования, в интернат приглашать только из 30-ти других ленинградских детско-юношеских коллективов и иногородних. Параллельно мы создали свою мужскую команду и играли за "Смену". В те годы клубы в Чемпионате Ленинграда состояли из детско-юношеских команд и двух мужских и в зачет шли совместно набранные очки. А "Смена" своих мужских команд не имела, вот мы и заполнили одну из двух вакансий. Но вскоре директор "Смены" Бесов перекрыл нам "кислород", запретив играть под маркой "Смены" под предлогом, что мы, играя против мужских команд юношеским составом часто проигрываем и порочим имя "Смена". Так что в летнем Чемпионате среди мужских команд мы до конца не доиграли. А вот в Зимнем Чемпионате среди мужских команд в сезоне 82-83 мы сыграли полностью и даже произвели впечатление на соперников и привлекли своей игрой зрителей. Помню, что на нашу игру с Чемпионом города ЛОМО (клубная "Зенита") в ДСИ "Зенит" собралось довольно много зрителей, что было редкостью. Команда ленинградского спортинтерната 1966г.р. (тренер Александр Иванович Горбунов) в 1982г. участвовала в Чемпионате СССР среди спортинтернатов и была шестой (по тем временам очень почетный результат). В 1983г. усилиями Бесова - директора "Смены" отделение футбола в спортинтернате было закрыто. Его, как и СДЮСШОР "Зенит" не устраивала перспектива конкуренции с третьей футбольной структурой. В 1982-83гг в группах 1965,66,67,68гг рождения из 28 человек был только один зенитовец и ни одного сменовца. А отделения футбола в Санкт-Петербургском спортинтернате с тех пор так и не существует, футболисты там учатся на "птичьих правах" - в виде "дополнительного контингента" пристроенного к группам других отделений.
Стас:
Игорь Евгеньевич.Выступали-ли иногородние учащиеся спортинтерната в первенстве города. Если да,то за какие клубы.
Демидрол.:
Великолепно! Опять, есть над чем поразмыслить! Объёмное резюме дам только индивидуально! Заходи на сайт http://futbol1.io.ua/story и на связь со мной! Есть о чём поговорить!
георгий люсов:
Все правильно! Только техника глубже, чем частота работы ног и контроль без зрительного контакта. Минимальным игровым действием, действительно, должно стать мгновенное давление на соперника с возможностью отдать пас и сразу, и не завершая обводку, и после нее. Причем успешность своей обводки надо продемонстрировать сразу, чтобы хитрить вмегда - обводить, показывая, что делаешь пас и наоборот. Все очень близко и понятно! Собственно для этого и нужна изобретенная мной синхронная техника. Смотрите, если осилите "Футбол от Люсова" на форуме 3-liga. Я не очень признан там, но руководитель "Школы мяча", встречавшийся со мной, вместе с Вододиным, у которого на сайте я начал публиковать статьи, пробуют строить на украденных верхушках целую сиситему. На форуме есть целый раздел "Школы мяча", а начиналось с их "видеоматериалов" - там вообще страсти на первых страницах... Извините за ненужные подробности.
сливка:
Георгий, если хотите что-то опубликовать - можно попробовать. Присылайте, похоже у нас есть точки соприкосновения.
Сливка И:
Стасу. Играли за "Турбостроитель" и "Светлану"
Стасу:
В своих комментариях я ошибся - из Смены в 66г.р. в интернате было 3 человека, а в 67-один зенитовец. Кроме того в старших группах 62-64гг.р. было много сменовцев, среди них и очень известные В.Брошин и Г.Тимофеев.
* Оставить комментарий:

Имя: