Методика

Бельгийская методика обучения игровому мышлению

Размещаю этот материал на своем сайте потому, что вижу общее направление с той методикой, которая уже опубликована мною и Валентином Огуловым (хоккей), а также перекликается с мыслями, высказываемыми в подборке статей этого раздела.

И.Сливка.

Sunday, 18 September 2011 22:58

Обучение игровому мышлению в футболе

 
 
M.Bruyninckx M.Bruyninckx, b&m sport
 

Центральный мозг - обучение на футбольном поле.

После знакомства с Мишелем Брюнинксом, автором B&M Method, появляется классический вопрос: «Возможно ли показать ваши идеи на примерах с упражнениями?» ( Мишель и его коллега по работе в топ-школе Дирк Гюселинкс применяют на практике новые методы тренировки, основанные на изучении головного мозга человека). К сожалению не все упражнения возможно показать схематически на бумаге без подробного комментария. Огромное значение и в огромном количестве вариаций заданий уделяется контролю над телом и контролю над мячом в пространстве и времени, что очень трудно изобразить на бумаге. Для того, чтобы внести ясность Мишель и Дирк желают сначала объяснить 5 рабочих принципов во время каждой тренировки. Во время обсуждений этой темы (невозможно говорить об этом в интервью), между собеседниками возникает шквал обмена идеями и аргументами, которые подтверждаются на практике игрой ФК «Барселона». После таких вот обсуждений, репортер остается с противоречивыми чувствами, как например, при получении кислорода у человека повышается пульс, но это формальное расстройство. А как это показать на бумаге? Во время занятий у Мишеля и Дирка всегда много любителей понаблюдать за их работой. Всем и всегда добро пожаловать!

 

 

Принципы

 

 

1. Климат или атмосфера на занятиях-тренировках.

Хорошая атмосфера в коллективе при обучении дает возможность раскрепоститься и показать все, на что обучаемый способен, и это очень важно. Мишель связывает этот принцип с положительными эмоциями, что является основой эффективного поведения при обучении. Если ребенок эмоционально уравновешен, то он внимателен, сконцентрирован и сохраняет мотивацию тренироваться. Эти факторы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Уровновешенность ребенка во многом зависит от обстановки дома. Если ребенок приходит на тренировку расстроенным, то на это надо обратить вимание тренеру в первую очередь. Преподаватель должен следить за своими эмоциями, они должны носить спокойный и безмятежный характер. Это касается всех тренеров.

Посмотрим с другой стороны: если мы потеряем внимание учеников и уважение к себе, тогда наши упражнения и задания не будут выполнены.По этим причинам Мишель концентрируется не на своем внимании, а на внимании между партнерами по команде. Для этого он использует в работе игровые схемы в квадратах и «крест», где ребята, сообща, добиваются правильного выполнения упражнений. Такого рода упражнения лежат в основе современного футбола. Это ключ успеха испанского футбола, при работе над контролем времени и пространства. Такие «интеллигентные» упражнения заставляют игрока непрерывно думать или, по крайней мере, быть постоянно во внимании. Смысл заданий состоит не во взаимных единоборствах, а в использовании синхронизации. Они учат правильным взаимодействиям друг с другом с помощью бега и передач мяча в различных размерах пространства и времени. Синхронизация означает, что каждый может учиться в группе. Вследствие этого конкуренция в процессе обучения отсутствует.

Конкуренция приводит к стрессу! Стресс способствует производству кортизона в организме, который препятствует работе нейронных образовательных процессов. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что в такого рода упражнениях мы учимся работать вместе, сообща, а не против друг друга. Вернемся к нашим принципам работы и перейдем к оценке профессионального обучения игроков: Во время тренировки тренер должен вызывать положительные эмоции у игроков и следить за появлением у них внутренней мотивации. Поэтому Мишель и Дирк делают свои занятия, как можно более разнообразными, а их студенты с меньшей долей таланта работают одинаково с более талантливыми. Эти комбинации дают положительный результат в обеих группах с различными уровнями спортивной и эмоциональной подготовки.

 

2. Увеличить использование различных органов чувств на тренировке.

Мишель и Дирк желают использовать как можно больше органов чувств во время тренировки. Они работают по принципу: «чем больше, тем лучше».

Например,  ребята 12-13 лет по-возможности, как можно чаще тренируются босиком. Здесь задействован тактильный компонент, что способствует улучшению техники. При выполнении упражнений с Soccerpal задействованы органы слуха. Мозг реагирует на слуховую информацию быстрее, чем на зрительную. При этом не надо забывать, что наши чувства постоянно нас обманывают. У игрока создаются богатые чувствительные иллюзии и вы, как тренр, должны быть внимательны и следить за этим. Используйте видеоанализ, но следите, чтобы не было переизбытка информации. Другими словами, технику владения мячом можно визуализировать и структурировать в пространстве при помощи передач мяча. Так же мы должны не забывать о игровом ритме. Ритм в коллективном использовании является одной из форм синхронизации, а индивидуальный ритм зависит от работы сердца и эмоций, что само собой разумеется. При стрессе ритм работы сердца увеличивается, что негативно сказывается на процессе обучения.


3. Творчество.

Сегодня в футболе творчество имеет большее значение, чем когда-либо. Мы уже говорили об этом, но хотелось бы повторить, что правильное использование времени, пространства и подвижности приводят к творчеству. Мишель и Дирк предлагают огромное множество новых упражнений, при выполнении которых, всегда присутствует 100%-е внимание, а это, соответственно, приводит к правильному выполнению заданий.
Иногда, под творчеством понимают «сознательное обучение», что означает рутину и одинаковые, неизменные методы обучения. В тренировочном процессе это влияет на потерю внимания и концентрации, что приводит к снижению игрового ритма в матчах. Под «творчеством» в футболе надо понимать быстрое и рассудительное принятие решений, при этом в организме вырабатывается допамин. Без допамина мы становимся медленными, ленивыми и спокойными. Как факт, последний матч Барселона – Реал, где хорошо было видно, как игроки Барсы использовали высокий ритм в игре и быстрее принимали творческие решения при контроле над мячом, не оставляя никакого шанса игрокам Реала. Кто выработал допамина больше?


   

Практика

4. Повторение.

Повторение – это мантра в спортивном обучении, особенно в юношеском футболе. В специфических видах спорта, в таком как футбол, повторение является очень сильным оружием. Здесь большое внимание надо уделять восприятиям органов чувств.
Надо понимать, что новые двигательные навыки приобретаются очень медленно, на что затрачивается много усилий, особенно на начальной стадии.
Первое, что надо сделать, это связать между собой правильные движения при перемещениях и только после этого приступать к выполнению упражнений с силовой нагрузкой.

 

A. Структуризация обучения передачи мяча.

Для структуризации пространства используем кегли и воротики, где кегли обозначают позиции игроков, а воротики из кегель отоброжают траекторию паса. В упражнениях по обучению передачи мяча очень важно, что они выполняются в движении с непрерывным множеством изменений направлений движений. Игроки не стоят у кегель и не ждут, когда к ним придет мяч. Они должны предвидеть точку контакта с мячом в пространстве. При этом присутствует так же обучение технике приема и передачи мяча, на чем задания не заканчиваются. Игрокам предлагается постоянная смена направлений движения по угловым траекториям, что приводит к обучению смены направления движения.

5. Логическая линия - продолжай выстраивать новое, основываясь на предыдущий учебный материал.

Что это означает?
Это - разнообразие стандартных ситуаций различными вариациями, от простых к сложным. Тренировочный материал должен быть узнаваемым игроками и состоять из знакомых рабочих форм. Это как учиться говорить. На достижение понимания в двигательных взаимодействиях понадобится не так много времени. Они будут понимать друг друга играючи, так как все учились по одним картинкам.

 

 

 

 

 

Рекомендации к выполнению упражнения.

 

 

  • опорная нога располагается по центру относительно воротиков;
  • следить за ногой, выполняющей удар, чтобы она имела как можно больше угол при передаче;
  • следить за точностью передач;
  • выполнять передачи с одинаковой скоростью, без увеличения и уменьшения ритма;
  • нога, выполняющая передачу, является также первой при дальнейшем движении, и никаких шагов назад;
  • каждый игрок должен всегда находиться в правильной позиции во время приёма мяча и следить, чтобы передача мяча проходила всегда через воротики;
  • после слова тренера «СМЕНА», меняется направление передач мяча, из-за чего меняется направление поворотов с мячом - следим за правильным использованием ног.

 

Во время выполнения упражнения игроки должны посчитать количество сделанных передач за 1-2 мин.
 

Игрок должен сам постоянно искать правильную позицию и предвидеть траекторию паса. Обучение этим навыкам можно улучшить с помощью визуализации.
Мозг должен получить визуальную информацию о точках контактов с мячом и траекториях мяча в пространстве. Тогда обучение пойдет быстрее, появится внимание и коцентрация при выполнении заданий.
Игрок 1 начинает выполнение упражнения. Он ведёт мяч в указанном напралении до того момента, пока не окажется напротив воротиков, через которые может сделать передачу. В это время игрок 2 должен начать движение без мяча к месту, где может получить передачу от игрока 1. Игрок 1, сделав передачу, возвращается на исходную позицию. Игрок 2 получает мяч и пасует через воротики в направлении игрока 3 ( в два касания), и после паса возвращается на исходную позицию.
Игрок, который получает мяч, должен находиться лицом к игроку, дающему передачу. Во время приема мяча, игрок должен развернуться на 45° ( цель задания = контроль мяча в движении).

 


B. Улучшение восприятия траекторий мяча и бега. 

В футболе используется множество упражнений, где после выполнения передач и ударов, игроки двигаются по той же траектории, что и мяч. Игрок делает пас партнеру и продолжает двигаться по направлению мяча. Мишель и Дирк выбирают другое решение, где траектории мяча и бега не совпадают. Игрок делает пас в одном направлении, а двигается в другом. Это требует от игрока большей концетрации и внимания, что способствует их развитию в контроле над пространством. Чем больше используется угловых траекторий в движении при выполнении упражнений, тем больше творческих решений.

 

C. «Бесплатный» пас.

Это рассказ про, казалось бы, не нужную перепасовку мяча в испанском футболе. Хави делает за игру в среднем около 150 контактов с мячом - это в 3 раза больше, чем у других футболистов. Среди них присутствует множество коротких перепасовок между партнерами, и невсегда эти передачи делаются вперед. Это сознательный способ завладеть пространством. Благодаря таким «бесплатным» передачам, он напрягает защитников, т.е. ждет, когда они покинут свою зону и нарушится оборонительная защитная схема в «линию», которую очень часто используют в современном футболе. Вытягиваешь соперников на себя и тем самым создаешь партнерам больше пространства для созидания. Это замечательно, что игроки Барселоны после дезориентированного контроля мяча, не всегда сами двигаются с мячом вперед, а ищут пасом партнеров.

D. MAT - «Moving, Angles and Timing».

 

Упражнения выполняются в движении с использованием угловых траекторий при перемещении и скорости. Попробуем одно из упражнений проиллюстрировать. (см. рис.>>)

 

Игрок двигается с мячом в направлении защитника, который располагается в четырехугольнике, обозначенный стойками. Защитник ждет приближения игрока с мячом. Задача нападающего - обыграть в этом четырехугольнике защитника и ударить по воротам. Начинаем упражнение с правой стороны, защитник делает отбор в полсилы, нападающий должен обыграть его, через пас с партнером (timing). Затем защитник может сделать отбор в полную силу (angle).

Наверняка у Вас имеются ещё более интересные упражнения для нападающих, которые увеличивают их шансы достижения результатов во время матча. Тренер должен подобрать такие упражнения, которые бы привели к быстрому и эффетивному обучению игрока сознательно контролировать тело и мяч в пространстве и времени (обучая футболиста через его головной мозг, тренер должен всё предвидеть).

Если тренер, работая с юношами, берёт за основу только результат в конкретном матче (победа любой ценой), то он бессознательно потеряет много талантов, сделав ставку на более ранних в физическом развитии игроков.

 

 

Сегодня в современном футболе очень важно для игрока уметь сохранять преимущество в пространстве и времени (см. Барселона).
Здесь мы используем ключевое слово «М.А.Т»:


M = moving – движение
A = angle – угол
T = timing – время и расстояние


.

 


Старый подход

   

Игрок 2 (нападающий) ищет игрока 1 (защитника), чтобы обыграть. Игрок 1 защищается в углу, где имеет преимущество в пространстве и ждет игрока 2, когда он появится в зоне защиты.
Вывод: Нападающий получает технически очень трудно выполнимую, задачу. Он имеет небольшой шанс выполнить это упражнение, из-за чего будет подвержен стрессу, а это будет плохо влиять на моторику при обучении, или, вообще, процесс обучения будет отсутствовать.

   

 Новый подход

   
Структуризация связи контроля над мячом в пространстве и времени.    


Фаза 1.

Контроль мяча = ведение мяча правой ногой / пространство = защитник двигается на встречу.

А)     Нападающий (игрок1), контролируя мяч, двигается в направлении к кегле не с максимальной скоростью;
        перед ним зона, где располагается защитник.

Б)     Защитник двигается в направлении нападающего, с целью забрать мяч (отбор не в полную силу).
В)     Нападающий, при появлении защитника, делает ускорение с мячом.


Фаза 2.

Контроль мяча = ведение правой ногой и обыгрыш защитника / пространство = защитник двигается навстречу.

А)     Не меняется.
Б)     Не меняется.
В)     Нападающий обыгрывает защитника при его появлении.


Фаза 3.

Нападающий пробует двигаться на максимальной скорости, поэтому защитник должен тоже двигаться побыстрее.
Здесь вступает в силу такой элемент игры, как «время». Меньше времени = быстрее принять решение.
Нападающий теперь должен решить, ускоряться по прямой или обыгрывать защитника.

 

 

Результат

В результате мы обучаем головной мозг футболу, что делает игру разнообразней, высоко техничной и умной.
Мы гарантируем, что каждый матч станет, как новый спектакль, в котором коллективный поиск решения приведет в восторг публику и укрепит наши человеческие ценности.
Это приведет автоматически к уменьшению агрессии и уменьшению травматизма на поле, а так же будет имееть большое влияние на психическое здоровье как игроков, так и болельщиков.

Искусство смягчает нравы!

 

 

[все статьи]

Комментарии

Демидрол:
Открыв свой сайт http://futbol1.io.ua/story в конце 2012 года, начал знакомиться более плотно с содержанием других сайтов посвящённых развитию футбола. Их оказалось не столь много, как я думал. Но сайтик Брюнинкса-Пищало особенно изощрённый! Прикрываясь научными титулами и громким тренерским именем Мауриньо, наш славянский брат Пищало, пытается протолкнуть, а как следствие всех его действий - подзаработать и обеспечить, за счет нашей дремучей славянской темноты, безбедное своё существование! Разбор "полётов" методики Брюнинкса на моём сайте. Прежде, чем что-то напечатать на своём сайте, надо хорошенько проштудировать материал - Вы являетесь, подспудно, продолжателем идей Брюнинкса, выдав эту информацию в эфир! Вы соглашаетесь со всем этим бредом, без анализа, без критических замечаний, без отметки положительного. Так нельзя поступать, если вы считаете свой сайт передовым фронтом футбольной мысли! А мысль - это действие, как не раз указывал автор! Красивыми фразами можно заболтать любую шикарную идею! "Искусство смягчает нравы!" Но вы приглядитесь к последнему фото - сейчас искусный игрок получит по ногам! Следовательно, ему надо быть готовым к грубости, даже, умышленной! Кого смягчило искусство футболиста? Он, лишь, нарвался на грубость!!! С любовью, Димедрол.
Гриня:
Творчество в футболе или импровизационные действия и взаимодействия игроков все чаще и жестоко убиваются запрещенными приемами футболистами - разрушителями, просто завидующими неординарным личностям. Помогают уничтожать в футболе все, что любит в нем зритель - судьи. Сегодня в футболе правят бездари, как в руководстве, так и на поле, поэтому наш футбол такой безнадежный.
добрый вечер господин димидрол я россиянен и сам воспитывался в академии андерлехта много лет назад но не давно я побывал вв академии андерлехта которая работает по прграме и философии футбола господина Мишеля Брюнинкса я скажу что я был восторге тренеровачным процесом его разнообразием а самое главное что меня поразило очень сильно все упражнения техничесткие игровые выполняются на логику игрока это есть в дальнейшем его мышление и творчество на поле!!!! но к сожилению к нам в рооссию это програма не понадобится так как она для техничных футболистов и разносторонних а не для лосей без головы!!!! это програма нужна североной осетии во всем понимании этого слова!!!
* Оставить комментарий:

Имя: