Методика

Принципы обучения игре в футбол.

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУТБОЛЬНОЙ ИГРЫ.

1. Игра в футбол – это умение пользоваться одновременно и постоянно в течение всего игрового времени четырьмя принципиальными качествами личности: спортивным характером(психология), холодной головой(тактика), координацией и точностью мышечных усилий(техника), физическими возможностями(функциональная подгот.). От уровня этих качеств зависит класс игрока. Но только совокупное их применение определяет этот класс.

2. Для повышения класса игрока необходимо вырабатывать навыки не на физические, тактические, психические или технические действия, а на целостные действия, в которых присутствует предельный для конкретного игрока уровень всех четырех принципиальных компонентов игры. Другими словами в тренировке упражнения должны содержать в себе предельно возможный уровень всех четырех компонентов.

3. Футбол – игра командная. Команда – боевая единица участвующая в соревновании. Основа команды – взаимодействие и взаимовыручка. Это основной принцип футбола – взаимодействие и взаимовыручка.

 

И.Сливка

[все статьи]

Комментарии

Евгений Сидоров:
Уважаемый Игорь Евгеньевич! Мое мнение, что компонеты, о которых Вы говорите, нужно развивать именно раздельно. Так как в каждом конкретном упражнении, если существует одна единственная задача, она достигается быстрее, чем если спортсмен пытается реализовать сразу несколько. Могу сказать про хоккей. На предсезонной подготовке сначала упражнения направлены на общую физическую подготовку, и занимает этот период 2-3 недели, затем на специальную физическую подготовку и только затем на тактическую и техническую подготовку. И в процессе тактической подготовки наигрывают звенья и сочетания игроков.
автор:
Возможно, я не очень ясно выразился. Хотелось покороче. Попробую поподробнее. Речь идет о формировании навыка и касается преимущественно игроков детского и юношеского возраста. Это ключевой момент в обучении. И именно здесь кроется ошибка в работе большинства наших тренеров. Расчленяя игру на элементы, которые не содержат всех игровых компонентов, легко обучать и строить тренировку. Но это бесполезная работа. Больше того такие "навыки" не только не вписываются в игру, а мешают играть. Один из постулатов Теории и методмки физической культуры гласит: НАВЫК необходимо вырабатывать на ЦЕЛОСТНОЕ действие. Только тогда он будет подвижным и вариативным, каким и должен быть. То, что мы вырабатываем на наших тренировках навыками на футбол назвать нельзя. Это, конечно, навыки, но не на игру, а на отдельные элементы, которые в целостной игре применить эфективно невозможно. Поэтому, наши футболисты (мне трудно говорить о хоккее) похожи на роботов, выполняющих игровые приемы механически, без хитрости, воображения и куража. Что же касается совершенствования навыков (видимо Вы имели в виду это) во взрослых командах, то и здесь эфективность нецелостного подхода будет очень низкой. Вся работа будет выглядеть как работа над ОФП, что конечно будет влиять на игру, но чисто функционально и очень слабо. "Самая лучшая тренировка - это игра". Наверное вы знаете эту поговорку. А чтобы целенаправленно тренировать тот или иной элемент игры, о чем говорите Вы, необходимо чтобы это был элемент ИГРЫ. А скажем бег, удар или финт элементами ИГРЫ не являются. ИГРА - это когда ты бежишь, принимаешь решения, преодолевая сопротивление,периодически контактируешь с мячом и все это делаешь одновременно. Чтобы проводить такую тренировку необходимо знать игру досконально, а дать задание 10х100м или "100 ударов после ведения" большого ума не надо - правда первое будет выглядеть, как "бардак", а второе - "красиво"(и можно регулировать и подсчитать "плотность", "пульсовую стоимость" и пр. дребедень.). С удовольствием продолжу дискуссию. Рад что Вы оставили свой комментарий.
Марк:
Уважаемый господин Сидоров, ваш маленький диалог с Игорем Евгеньевичем - это фактически повторение фундаментального спора между Верхошанским и Матвеевым. Я придерживаюсь точки зрения Верхошанского и соответственно Игоря Евгеньевича, более чётко определяемого как методологического взгляда на спортивную деятельность. Могу добавить, что почти весь европейский футбол тренируется по "верхошански" скажем так. А российский почти весь по "матвеевски". Феликс Магат, который привёл Баварию к двум дублям подряд и является одним из 6 футболистов Германии, которые были чемпионами как игроки и как тренеры, подчёркнул в интервью как-то, что не проводил никогда и не понимает для чего надо проводить лактатный тест.
автор:
Марк, а Вы случайно не Абрамович?
полузащитник:
Здравствуйте. А не могли бы Вы привести пример такой тренировки, в которой будут задействованы все четыре компонента, о которых вы говорите.
автор:
"Полузащитнику". Пример упражнения направленного на формирование навыка на целостное (содержащее все четыре компонента) футбольное действие: Атака 2 против 1 с завершением. Условия: время на атаку - ограничено, "вне игры", удар не состоялся-5 отжиманий, состоялся, но не забили-3 отжимания (пара атакующих), забили - 1 отжимание(защитник) Физич. подгот.(скоростная работа) - соответствует игровому действию. Техническая(владение мячом, передачи, удар, прием мяча (с сопротивлением) - соответствует. Тактическая( выбор действия сам-отдал, своевременность действия, действие в зависимости от действий соперника и партнера, предугадывание действий партнера и соперника) - соответствует. Психологическая (недовольство действиями партнера, теряющего мяч или отдающего неточно, плохо взаимодействующего - "не понимающего" и т.д.)- соответствует. А вообще-то,довольно подробно, все это есть на сайте. В "Методике постановки игры в атаке в рамках быстрых взаимодействий".
полузащитник:
Спасибо за ответ, не весь сайт я еще прочитал. Упражнение в общем-то не новое, правда про отжимание мне понравилось. Вот только у меня еще вопрос, Вы хотите сказать, что в подобных упражнениях тренируемый получает достаточный объем физики, техники, тактики и психологии? Допустим тренируется команда, все выполняют данное упражнение, сколько раз у каждой "тройки" получится сделать это упражнение, даже если заниматься этим всю тренировку? На какой скорости будут делать упражнение, ведь время ограничено, для кого-то этого времени будет достаточно, а кто-то будет торопиться и у него просто ничего не получится, а значит вся тренировка пройдет зря?
автор:
То, какой объем и какой качественный эфект получит каждый из игроков, как раз и зависит от мастерства тренера. Если Вы захотите получить четко дозируемую нагрузку, разделив четыре компонента (или убрав хотя бы один из них) - вы ее получите (возможно), но потеряете футбольную составляющую и для футбола Ваша тренировочная работа будет почти бесполезной. Качество игры при такой работе будет низким (таким, как в нашем футболе). Но выглядеть со стороны такой тренировочный процесс (с пульсовой стоимостью, дозированием нагрузки, плотностью занятия и т.п.) будет очень организованным, а тренер - специалистом. И упражнения здесь можно придумать новые и сложные. Но к настоящему футболу это будет иметь очень далекое отношение. А "футбольные" упражнения - очень просты и не новы (хотя и здесь есть поле для творчества) потому, что все они -из игры. Но они требуют глубокого понимания от тренера и игроков игрового процесса, вдумчивого и обязательно - комплексного применения - а это сложно. Поэтому одно комплексное(целостное) исполнение стоит сотни расчлененных повторений, потому, что оно всегда дает "плюс", пусть маленький, но "плюс". А многократные повторения отдельных действий или приемов, вырванных из игрового эпизода, не только не дают "плюса", а чаще дают "минус", не вписываясь в реальную игру и создавая негибкие, невариативные, нефутбольные навыки.
кот:
ответьте на вопрос пожалуйста.Психические качества и их характеристика наиболее важных для спортсменов избранного вида спорта.спасибо
Сливка И.Е.:
Не буду говорить о трудолюбии,упорстве и т.п., без чего вообще не добьешся в жизни ничего. Скажу о том, что считаю важнейшим для футболиста профессионала. 1. Хладнокровие, рассудительность, невозмутимость, игровая наглость. 2. Выносливость внимания, концентрации. 3. Хитрость, вариативность и быстрота принятия решений. 4. Устойчивость к стрессу, стабильность к помехам. 5. Стремление к совершенствованию. 6. Умение достигать состояния "куража"(высшего уровня удовольствия от процесса игры) Наверное, это не все и вперемежку, но, думаю Вам понятно.
Валентин:
Есть такое понятие фрагментарность. В театре разучивают спектакль по частям или сценам. Одну выучат - отрепетируют, переходят к другому эпизоду или сцене. То же в оркестре. Потом играют в целом весь спектакль или музыкальное произведение. Тоже самое и в игре: ведение - удар по воротам (завершение); ведение - обводка - завершение; ведение - передача - прием - завершение и.т.д. Вот как надо учить! Осваивать целостные фрагменты игры.
Молодец, Валя! Утёр нос автору! без четкого освоения фрагментов НИКОГДА не сыграешь все произведниена ура! Есть сложные фрагменты, есть - полегче! Потом - объединяешь! Автор выдвинул тезис, вроде, неплохо звучит - "в тренировке упражнения должны содержать в себе предельно возможный уровень всех четырех компонентов!" И давай под него процесс!!! А не тут-то было!!! Не зря нет комента к последнему коменту!!! Автор призадумался??? Трудно отказываться от своего "родного"....??? Но придётся!!! Если хочешь прогрессировать! Пока, футболист не научится бить со всех дистанций, технично владеть мячом под прессом, отбирать мяч и прессовать соперника... и многое другое, такие интегральные упражнения ни к чему хорошему не приведут, тем более, 2 против 1 - такие ситуации очень редки в завершающей стадии атаки!!! Заходи а сайт http://futbol1.io.ua/story и читай о новых методиках тренинга! С любовью, димедрол!
ПРАВАЯ РУКА:
АВТОР: "...Расчленяя игру на элементы, которые не содержат всех игровых компонентов, легко обучать и строить тренировку. Но это бесполезная работа. Больше того такие "навыки" не только не вписываются в игру, а мешают играть. Один из постулатов Теории и методИки физической культуры гласит: НАВЫК необходимо вырабатывать на ЦЕЛОСТНОЕ действие...." ИЗЛОЖЕНИЕ САМО ПО СЕБЕ ТУМАННО И РАСЛЫВЧАТО, ЧУВСТВУЕТСЯ САМ АВТОР ПЛАВАЕТ В ВОПРОСЕ О НАВЫКЕ! МОЖЕТ НЕ НАДО МУДРИТЬ? ОТКРОЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПО ПСИХОЛОГИИ И ПОЧИТАЕМ КАК ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ НАВЫК? ВСЁ ЧЕТКО И ДОХОДЧИВО ОПИСАНО - ТОЛЬКО ЗАМЕНИТЬ ПАРУ СЛОВ, ВОТ И СТАТЬЯ КЛАССНАЯ О ВЫРАБОТКЕ НАВЫКА...В ФУТБОЛЕ - http://psyznaiyka.net/view-navyki.html?id=formirovanie-navykov ХОЧЕШЬ ПОДСКАЖУ ФУТБОЛЬНЫЙ СУПЕР САЙТ? ДАО ФУТБОЛА! ТАМ БЕЗ НАУЧНОЙ БЕЛЕТРИСТИКИ ТАКОЕ УЗНАЕШЬ!!!
сливка:
Демидрол, это на Вас не похоже! Так легко доверять интернету и совсем "забыть" о себе...
Сливка И.Е:
Валентину. Ведение-обводка-завершение это совсем не фрагмент из футбольной игры (или спектакля). Этого в игре не бывает. В игре есть соперник, который заставляет тебя выбирать (тактика) идти в обводку, сохранять мяч, завершать или отдавать партнеру. В игре нет однозначных действий, типа: ведение-обводка-удар. Кроме того в игре присутствует очень высокий уровень ответственности за свои действия (психология). Только отсутствие даже одного из этих компонентов выбрасывает твое упражнение из игрового и некорректно с твоим сравнением с методом "фрагментарности". Там фрагмент берется, как кусок спектакля. Это наша распространенная ошибка - принимать не относящийся к футболу "эпизод обращения с мячом" за фрагмент футбольной игры. Фрагментом футбольной игры может быть только целостный эпизод, в котором есть все четыре компонента футбольной игры - техника, тактика, функциональный и психологический. И все они должны быть на уровне близком к игровому, тогда навык будет формироваться на футбол, а не на "обращение с мячом".
Сливка И.Е:
Евгению. То, о чем Вы говорите имеет место в учебно-тренировочном процессе, но не имеет отношения к формированию навыка на игру в хоккей. Это всего лишь подготовка к этому процессу. Формирование навыка на хоккей начнется тогда, когда появится игра в хоккей или эпизод из этой игры, а для этого нужны все четыре вышеуказанных компонента.
лиза:
футбол не спектакль в нем не может все быть по сценарию
* Оставить комментарий:

Имя: