Методика

О значении индивидуального тактического мастерства

Публикуемая статья (доклад) касается темы хоккея, но, на мой взгляд, чрезвычайно актуальна и для футбола, тем более, что хоккей стоит наиболее близко к футболу, по своей сущности, чем другие виды спорта. И.Сливка

Доклад на 3-ей Всероссийской Научно-методической конференции «Актуальные вопросы теории хоккея и методики подготовки тренерских кадров».

О ЗНАЧЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ.

Специалисты хоккея единодушно утверждают, что при относительно равных показателях в физико-технической подготовленности противоборствующих команд, побеждает та, у которой выше уровень тактической смекалки и изобретательности, а также способность к трансформации тактических схем по ходу игры. Только этими обстоятельствами можно объяснить пятнадцатилетний провал главной команды страны и шестое место среди молодёжных команд на последнем чемпионате мира.

Известно, что воплощение командной тактики основывается на индивидуальных действиях хоккеистов, как с шайбой, так и без неё, объединяемых в функциональные группы взаимодействий, сообразно возникающим и постоянно меняющимся игровым ситуациям. Таким образом, индивидуальное игровое мастерство, состоящее из триединства тактической, технической и физической подготовленности хоккеиста, является основой командной игры. Фактически игровое мастерство это проявление тактического мастерства хоккеиста через технико-физические способности. Основой целесообразных взаимодействий является хорошо развитое индивидуальное игровое мышление, являющееся элементом тактического мастерства хоккеиста. Специалисты хоккея, помимо групповых и командных взаимодействий, вынуждены признать индивидуальную тактику, т.к. иначе не куда пристроить оперативное мышление, но профессора и Валентин Павлович Cавин и Юрий Владимирович Никонов нигде не обмолвились, откуда возникает оперативное мышление и каким образом его осваивать. В практике хоккея и тренеры, и комментаторы издавна пользуются терминами: зрячая игра, видение поля, игровое мышление, а также интуиция, но все они существуют, как бы, обособленно друг от друга. Если следовать логике, то все вышеперечисленные термины, ранее висевшие в воздухе, являются ничем иным, как элементами индивидуального тактического мастерства игрока, потому как ни к какому другому виду подготовки их присоединить попросту не представляется возможным.

Таким образом, фундаментом или основой тактического мастерства является зрительный контроль, обеспечивающий видение поля, в пределах которого осуществляется игровое мышление. Если хоккеист видит только клюшку и шайбу – то его видение поля ограничено периферическим зрением и игровому мышлению, просто негде функционировать. А вот когда игрок обучен, после выполнения какого-то приёма, мгновенно переключать своё внимание на партнёров и соперников, а ещё лучше вообще выполнять технические приёмы, не глядя на шайбу, как это делала пятёрка Игоря Ларионова – то в таком случае успех в противоборстве с соперником гарантирован. Следовательно - элементами тактического мастерства игрока являются: 1. Зрительный контроль (функционирование зрительных анализаторов, т.е. глаз человека) 2. Видение поля, обеспечиваемое зрительной сенсорной системой. 3. Игровое мышление. 4. Интуиция как высшая степень развития разума человека логически завершает, вернее, венчает элементы тактического мастерства игрока, т.к. именно она является основой импровизации, на которой собственно и строится большой хоккей.

Система технико-тактической направленности в учебно-тренировочной работе малоэффективна и доказала свою несостоятельность, имея на выходе, как правило, хоккеистов с ограниченными игровыми кондициями и нераскрытыми возможностями. Систематические неудачи резервистов главной команды России – убедительное тому подтверждение. Е.Б. Сологуб совместно с А,С, Солодковым экспериментально доказали, что при выполнении и повторении каких-либо движений синхронно вырабатываются не только двигательные, но и мыслительные стереотипы, а это означает, что сознание и мышление человека, как категории тактики, с помощью зрительных анализаторов корректируют освоение техники. Поэтому:
            1)С первых шагов в хоккее необходимо осуществлять правильную постановку работы зрительных анализаторов, т.е. глаз игрока. Ребенок приступил к освоению техники катания, а первый элемент тактики – глаза, как правило, "на льду"!!!, а надо учить катанию с высоко поднятой головой. Хоккеист должен освоить технику владения шайбой, вообще, не глядя на неё, так как это делают артисты цирка. В противном случае возникает рефлекс низко опущенных глаз и в дальнейшем игроки с ограниченными игровыми кондициями и нераскрытыми возможностями.

            2) Лозунг А.В. Тарасова – «атлетизм – основа хоккея» необходимо применять  для сформировавшихся 15 - 17 летних юношей и взрослых хоккеистов. Сегодня же этот атлетизм повсеместно введён для групп начальной подготовки, для детей, у которых все силы уходят на строительство тела и учёбу в школе.

Вспоминаю слова покойного Николая Семёновича Эпштейна тридцатилетней давности – «игру надо ставить команде, а не бегать вокруг поля. Для того, чтобы остановить негативные тенденции в развитии отечественного хоккея необходимо систему подготовки резервов поставить с головы на ноги – ледовая подготовка должна носить тактико-техническую направленность и, только для успешно освоивших её ребятишек, приступать к физической и функциональной работе, но не ранее 14- 15 лет". «Не надо гнать картину», как говорил тот же Николай Семёнович иначе к 13-14 годам, замученные физ. подготовкой ребята начнут уходить из хоккея, что мы в принципе, и наблюдаем сегодня повсеместно. Причём уходят и талантливые дети вместе с теми, кто пришёл в хоккей не по велению сердца, а из корпоративных интересов.

Настала пора признать факт руководящей и направляющей роли индивидуальной тактики, как категории сознания и мышления человека в процессе формирования техники игры с первых шагов в хоккее, а вид подготовки именовать как ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ. Тренер систематически должен акцентировать внимание занимающихся на необходимости переключения зрительного контроля с собственной клюшки и шайбы на игроков. Только в такой ситуации рефлекторно включится вся система механизма освоения тактического мастерства.

Сегодня грустно смотреть на пробитие буллитов после овертайма. Забивают 1-2 из пяти. Также мучаются хоккеисты в обводке соперника, а всё потому, что глядят они, в основной своей массе, на шайбу, а не на реакцию соперника на обманные движения. Всё меньше и меньше приходиться наблюдать индивидуальную импровизацию. Да хоккей стал быстрее и жёстче, но ведь в Канаде в 1972году Валерию Харламову было намного сложнее, однако он сумел развести к бортам поочерёдно обоих защитников, среди которых оказался и непроходимый Бобби Орр! А взять Александра Мальцева, который мог с листа играть с любыми партнёрами ( если мне не изменяет память Саша в сборной сыграл в 59 или 69 вариантах троек нападения). Да Таланты, да от Бога, но таланты эти росли во дворах, на ограниченных ледяных площадках с огромным количеством игроков, когда на тебя летят сразу несколько соперников. Такими же были и наши Питерские Олег Иванов и Александр Андреев, которые не раз и не два за игру оставляли за спиной даже таких непроходимых защитников как Александр Рагулин. Сегодня такими же выдающимися способностями к импровизации обладает наш земляк - Максим Сушинский. Естественно, что хоккей командная игра, но её основой является индивидуальная игра, в которой, владеющий шайбой игрок – дирижёр атаки, а партнёры – ассистенты, в которой через мгновение роли поменялись, и только игроки с высокоразвитым игровым мышлением способны к мгновенной трансформации, так, как это делала Великая пятёрка Игоря Ларионова.

Чтобы из ребёнка вырос игрок мирового уровня, научите его, прежде всего, думать, пусть он ещё неуверенно катается на коньках, недостаточно сильно и точно бросает по воротам, но пусть всё делает зряче и осмысленно. Ноги и руки постепенно окрепнут, и через некоторое время, вы с удивлением увидите, как мальчишка из «гадкого утёнка» превратился в великолепного лебедя. Не всем, конечно, досталось крепкое здоровье от родителей и не все имеют генетическую предрасположенность к быстрому мышлению, но научить ребёнка правильному хоккею святая обязанность каждого тренера. Базисом любого игровика является способность к созиданию на основе высокоразвитого и скоростного игрового мышления, а его физико-технические качества являются функциональной системой, обеспечивающей стабильное проявление способности к импровизации в течении игры.

  Огулов В. Н.

Тренер хоккейного клуба «Мегафон» , Санкт-Петербург.

Контактный телефон: 8 921 391 22 37

11.01.2010г.

Огулов Валентин Николаевич родился 03 января 1949 года в городе Ленинграде. Воспитанник футбольно-хоккейного клуба ленинградского «Динамо» (1960- 1969гг). Выпускник ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта и его аспирантуры по кафедре футбола-хоккея (1972 , 1979г.г.)   В период обучения осуществлял научно-методическую помощь хоккейной команде мастеров высшей лиги «Химик» г. Воскресенск (старший тренер – Эпштейн Н.С.) и второй сборной СССР руководимой  В.В.Тихоновым и В.В.Юрзиновым.   Работал в хоккейной команде мастеров второй лиги «Шторм» г. Ленинград под руководством Заслуженного тренера СССР, Заслуженного мастера спорта -  Быстрова В.А. (1974 – 1976 г.г.), в команде первой лиги «Сибирь» г. Новосибирск под руководством заслуженного тренера СССР – Эпштейна Н.С. (1977-1978г.г.).   Самостоятельную работу тренером начал с 1972 года в подростковом клубе «Факел», продолжил в детско-юношеской спортивной школе С.К.  «Красная Заря» г. Ленинград (1976-1977 и 1990-1997).   Работал тренером взрослых любительских футбольных и хоккейных команд  производственных коллективов города Ленинграда. С 2003 по 2010 г. тренировал любительскую хоккейную команду «Мегафон» г. Санкт-Петербург.

[все статьи]

Комментарии

Автор сайта http://futbol1.io.ua/story несколько другого мнения на эту проблему. Успех в противоборствах гарантирован, если: 1.у игрока высокая техника владения шайбой, 2. видит поле.3. большой опыт противоборств, 4. высокий уровень спецсиловой.5. высокая скорость рефлекторных реакций. Научить делать юного всё зряче и осознанно... Зайди на сайт и учись...С любовью, Димедрол!
огулов Валентин:
димедрол! Номер один у тебя техника, а как она осваивается ты подумал? Кто корректирует и координирует движения? тебе надо еще пройти классическую спортивную науку, а уже потом кому-то советы давать. Студент несчастный! Вот такие у нас сегодня тренера как ты, то кроме противоборств в футболе и хоккее ничего не видят и не знают!!!
Спасибо огромное таким спецам как автор этого блога Сливка, поднимающий темы, которые актуальны и сейчас. Но воз и ныне там... Я был на его блоге с десяток лет назад и удивлен, как мало тренеров интересуются материалом. Тренеров полностью разучили думать. С молодыми не о чем говорить! Не понимают элементарщины. А теперь по теме. Констатирую: до сих пор не разработаны Системы подготовки игроков, методики, принципы, а то что мы называем "классической спортивной наукой", - очень далека от ПРАКТИКИ. Все командно-игровые виды спорта (гандбол, баскет, хоккей и др.) связаны воедино одними и теми же принципами, схемами, методиками, программами. Отдельно обсуждать тактику от техники нет смысла. Без технической оснащенности игрока нет и разнообразия тактических взаимодействий. Из статьи Огулова..."Чтобы из ребёнка вырос игрок мирового уровня, научите его, прежде всего, думать, пусть он ещё неуверенно катается на коньках, недостаточно сильно и точно бросает по воротам, но пусть всё делает зряче и осмысленно. Ноги и руки постепенно окрепнут, и через некоторое время, вы с удивлением увидите, как мальчишка из «гадкого утёнка» превратился в великолепного лебедя..." - ну что это за сладкий бред!? ...Думать на поле? 1000 раз долби игроку: "Думай!" - установка не эффективна. Свежак на эту тему - https://demidrolfutbol.blogspot.com/2021/11/blog-post.html в которой предлагаю эту проблему осветить с другой стороны. С любовью, Демидрол.
* Оставить комментарий:

Имя: