Организация

Огулов В.Н ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИГРОВОЕ МАСТЕРСТВО.

В 2002 году вышла в свет книга З.Т. С.С.С.Р., З.М.С. Николая Георгиевича Пучкова « ХОККЕЙ. Воспитание индивидуального мастерства» издательский дом Нева. СПб. Работа является творческим завещанием Метра советского и Ленинградского хоккея.

Само название книги говорит о том, что автор придает первостепенное значение индивидуальному мастерству, как основе групповых и командных взаимодействий. В 1964 году Николай Георгиевич пригласил первую тройку нападения хоккейной команды Ленинградского «Динамо» 1949 г.р. в составе: А.Лисаченко – М.Воронцов – В.Огулов для тренировок с командой мастеров «СКА», проходящих на  единственном искусственном льду в городе (17линия В.О.). Переходить в команду «СКА» нас отговорили, но с тех пор считаю себя его учеником, а после окончания мною ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта и аспирантуры по кафедре футбола-хоккея,  и его соратником по тренерскому цеху.

За прошедшие годы  в городе появилось ещё несколько площадок с искусственным льдом, позволяющих почти круглогодичные тренировки.  Хоккей стал быстрее и жёстче, меньше времени для раздумий и принятии решений. Сама игра выдвинула требование – для победы необходимо опережать соперника, прежде всего, в скорости и помехоустойчивости игрового мышления, которое обеспечивает вариативность и трансформацию тактических схем игры, их импровизацию.

Однако, система подготовки резервов, несмотря на увеличение искусственного льда, и времени нахождения детей в системе спортивных школ, имела на выходе, как правило, игроков с существенными пробелами в хоккейном образовании и нераскрытыми возможностями. Стал существенно иссякать приток талантливой и самобытной молодежи в команды мастеров, как мне представляется по нескольким причинам.

 Во-первых, почти полностью исчез дворовый хоккей, в котором оттачивалась самобытная техника.

Во-вторых, исчез элемент переключения с одного вида деятельности на другой, что вызывает эффект долгосрочного утомления и переутомления по физиологу Павлову. В прежние годы мальчишки зимой играли в хоккей, а летом в футбол, а талантов было ничуть не меньше, если не больше, чем сегодня.

 В-третьих, экономический и экологический кризис 90-х годов в стране вызвал кризис демографический, отбор в подготовительные группы постепенно превратился в набор.

 Добавим сюда раннюю специализацию и чрезмерную заорганизованность, ведущих к преждевременному уходу детей из хоккея. Далее, по причине неверно расставленных приоритетов и акцентов в учебно-тренировочной работе, дети, пришедшие в игру по велению сердца, как на праздник, по существу попадают в ту же принудительную систему, что и в школе. Находясь в системе невозможно сойти с ее рельсов и проявлять какую-либо творческую инициативу, что всегда чревато последствиями, но вопреки всему (конец 80-десятых и лихие 90 годы) все же удалось подготовить трех игроков 1979 г.р. в команду мастеров «Красной Зари» А. Черняка, С. Самуйлова и А. Коробова.

   К сказанному необходимо добавить, что я сам как тренер более 30 лет молился не тому хоккейному Богу и поэтому не смог полностью реализовать таланты моих подопечных, о чем приходиться сожалеть, но более того жаль большинство сегодняшних молодых тренеров, подменяющих творческое начало в работе сугубо материальными благами.

   Для коллег, желающих возродить былую славу отечественного хоккея, предлагаю добавить к упражнениям Н.Г. Пучкова по отработке стандартных игровых ситуаций раздел о тактическом мастерстве, который расширит понимание игрового мастерства и придаст учебно-тренировочному процессу возможность улучшить эффективность и качество подготовки резервов.

 

Терминология хоккея:

Игровое мастерство (и.м.) - это способность хоккеиста проявлять освоенное тактико-техническое мастерство в противоборстве с соперником посредством имеющихся индивидуальных психофизиологических кондиций или моторики игрока.

ТАКТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО (Так.М) – это совокупность накопленных вариантов и схем двигательных действий и взаимодействий в различных игровых ситуациях в процессе освоения и совершенствования игры.

Механизм освоения тактического мастерства хоккеиста в У.Т.Р. и его проявления в игре заключается в качественной и эффективной работе  зрительного контроля, обеспечивающего видение поля и функционирования в его пределах, игрового мышления, которое в процессе совершенствования позволяет принимать интуитивные (мгновенные) решения и на её основе импровизировать.

ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО (Т.М.) – это способность рефлекторно и экономично выполнять приемы игры: катание на коньках, ведения, передачи и остановки шайбы, обводки полевых игроков и вратаря, броски и удары по шайбе, силовые единоборства.

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО (Т.Т.М.) – это способность осознанного и эффективного выполнения игровых двигательных действий (технических приемов игры)  в противоборстве с соперником и взаимодействий с партнёрами во время игры. К ним относятся: маневренное (позиционное) катание с шайбой и без неё; игровые (комплексные) двигательные действия с клюшкой и шайбой; имитации и паузы; смена темпа и ритма движений; импровизация, основанная на интуиции.

МОТОРИКА это способность функциональных систем организма поддерживать качественное выполнение тактико-технических действий и взаимодействий в течение игры.

Всё выше названное можно выразить в формулах:

И.М. = (Т.Т.М. х П-Ф)  или М = Т.Т.М. х Ф  где:

 И.М – игровое мастерство или творческие кондиции (Т.К.);  М - мастерство

П-Ф – психо-физиологические или функциональные кондиции (Ф.К.или -Ф)

Т.Т.К. – тактико-технические кондиции или Т-2 (тактика- сознание и мышление игрока; техника – экономичные и рациональные действия).

Т.К. или И.М. = Ф.К.+Т.Т.К

 

Итак: М = Ф+Т или M= F+T

 

Игровое мастерство складывается из функциональных и тактико-технических кондиций хоккеиста и является их совокупностью.

Игровое мастерство является проявлением тактико-технических способностей игрока посредством его психофизиологических качеств и функциональных возможностей.

 

         Все вышеназванные грани или проявления хоккейного мастерства в игре находятся во взаимосвязи и взаимозависимости и представляют собою единую функциональную систему. Упущения или недоразвитость в каком-либо виде полготовки игрока неминуемо снижает эффективность игровых действий. Теоретическое разделение его на составляющие необходимо тренерам для определения уровня игроков в том или ином виде подготовки (физической, технической, тактической и психологической) и определения средств и способов их повышения.

         Возвращаясь к вопросу о теоретической приоритетности того или иного вида подготовки в учебно-тренировочном процессе необходимо согласиться, что невозможно осваивать технику игры, не обладая необходимым набором физических качеств. Также невозможно организовывать какие-то тактические построения команды, если игроки не умеют кататься на коньках. Отсюда следует вывод: командная тактика строится на технике, а техника базируется на физических качествах игроков. Это классика и с ней никто спорить не собирается. И никто не предлагает развивать тактическое мастерство в ущерб физической подготовке. Тем более, что любая тактико-техническая работа на льду естественно повышает и функциональные кондиции игроков, а степень воздействия на них зависит от объёма и интенсивности тренировочной нагрузки.

Суть предлагаемой концепции состоит в том, что командная тактика состоит из индивидуальных действий, а чем выше индивидуальное тактическое мастерство игрока, тем эффективнее вариативность взаимодействий и способность к трансформации командной игры. Поэтому чем раньше в учебно-тренировочной работе по освоению техники игры тренер станет обращать внимание на постановку и необходимость переключения зрительного контроля с коньков, клюшки и шайбы на партнёров и соперников, тем быстрее элементы техники приобретут игровую осмысленность.

 Главное заключается в том, какую технику мы хотим видеть на выходе - эффективную и качественную, т.е. зрячую и игровую, или джентльменский набор технических приемов, выполняемых с периферическим видением поля и ограниченным игровым мышлением?

Если нужна игровая техника – значит надо синхронно запускать механизм освоения тактического мастерства с первого дня работы с ребенком. Даже не умеющим кататься на коньках детям можно и нужно, для правильной постановки зрительного контроля, давать игру в баскетбол-гандбол без ведения руками, что облегчит взаимодействия, и будет вынуждать игроков поднимать голову для поиска партнёров. Далее для закрепления необходимости поднятия головы при взаимодействиях тот же баскетбол-гандбол проводить на коньках в хоккейной площадке с воротами и вратарями.

Давайте посмотрим на хоккей с точки зрения логики. Цель и задачи на игру это тактика – она в головах хоккеистов, а средства достижения этой цели и выполнения поставленных частных задач есть технические приёмы игры – они в руках и ногах игроков. Техника – средство для достижения целей игры и она не может быть первична по своей сути относительно тактики, атрибутами, которой являются сознание и мышление игрока, ставящего перед собой цель и задачи на игру, и реализует их с помощью физико-технических кондиций.

    Для лучшего понимания разницы между  технико-тактическими и тактико-техническими действиями и взаимодействиями игроков в игре приведу пример из далёкого прошлого (70-годы ХХ века) периода руководства Николаем Георгиевичем Пучковым командой  Ленинградского «СКА». Николаем Георгиевичем были наработаны 12 схем выхода из зоны защиты и взаимодействий в зоне созидания (пространство поля между синими линиями) с помощью продольных и диагональных передач. Кстати, в то время действовало правило красной линии, когда передача из зоны защиты на синюю линию соперника считалась положением вне игры. Нападающие «СКА» успешно применяли данные схемы, которые были отработаны на тренировках до автоматизма, до выполнения взаимодействий с «завязанными глазами». Такие взаимодействия, следуя логике, можно называть технико-тактическими, в которых дана схема и выполняй её механистически с почти полным отключением игрового мышления. Но в команде «Химик» г. Воскресенск тренер Н.С. Эпштейн и игроки нашли способ, нейтрализующий механистические схемы. Игроки «СКА» раскатились из-за ворот и начали с помощью передач продвигаться к воротам «Химика», после красной линии по схеме следовала диагональная передача правому или левому нападающему на синюю линию соперника. В момент передачи защитник «Химика» выкатывался и зоны защиты, играл на опережение, перехватывал шайбу и организовывал контратаку с численным преимуществом. Два-три таких перехвата и игра сделана, т.к. «Химик» был обучен достаточно, чтобы реализовывать численное преимущество в голы. Данным тактико-техническим приемом в дальнейшем успешно пользовались соперники сборной России, когда за счет высоко развитого игрового мышления просчитывалось развитие атакующих действий соперника и в нужный момент: игра на опережение – контратака – гол!

Тактика это схемы и системы предполагаемых действий и взаимодействий команды в игре с учётом собственного опыта и накопленных о сопернике сведений, но как нельзя войти в одну реку дважды, так и нельзя полностью опираться на прошлый опыт. Соперник завтра уже другой, он также стремится к победе, и поэтому сегодня для достижения успеха нужны новые аргументы, проявляющиеся в более эффективном использовании прошлого опыта. Только благодаря дальнейшему совершенствованию игрового мышления можно улучшать техническое обеспечение командных взаимодействий. Вы видите на данных примерах, как выстраивается схема освоения и совершенствования игры. Под руководством сознания и мышления человека с помощью сенсорных систем организма (глаза, уши, проприорецепторы мышц) осваивается техника хоккея (катание и владение клюшкой и шайбой), затем таким же способом осваиваются взаимодействия.  Качество и эффективность их применения в игре зависят от степени развития игрового мышления, которое напрямую зависит от правильной работы зрительного анализатора игрока, как на тренировках, так и в игре.

Как вы убедились, на протяжении всего процесса освоения и совершенствования хоккея, главной движущей силой является мышление в сознании игрока и его производных: мотивации, психологической устойчивости и других психофизиологических качеств человека, способствующих проявлению технико-физических способностей хоккеиста.

Если принято считать, что сознание и игровое мышление являются атрибутами тактики, то, что первично, а, что вторично решать Вам. Также решать Вам, как называть вид подготовки в хоккее технико-тактическим или механистическим по старому или тактико-техническим или творческим по новому.

Давайте определимся по существу и сути проблемы и проведём чёткую и ясную грань между терминами, которые не дают нам покоя и развели нас по разные стороны баррикад. ИТАК: если действия игрока выполняются с ограниченным или периферическим видением поля, т.е. рефлекторно, то такие действия именовать техническими, если действия выполняются зряче и осмысленно, т.е. с включённым механизмом тактического мастерства, то такие действия называть тактико-техническими.

 

                Сегодня большинство отечественных хоккеистов и подавляющее большинство футболистов играют технико-тактически, т.е. вначале что-то делают, а потом думают. Иначе - это игра на авось, навесы и передачи в борьбу, а вдруг повезет; удары в сторону ворот, а не в створ (а еще лучше в незащищенное место ворот).

   Глубоко убежден, что сегодняшнюю систему подготовки резервов необходимо менять!

 

02.11. 2011г.

Огулов В.Н.

[все статьи]

* Оставить комментарий:

Имя: