Организация

Горбунов А.И. Как нам организовать наш футбол?

             Александр Иванович Горбунов, известный в Санкт-Петербурге футбольный тренер. Его команды выигрывали и становились призерами Чемпионата города, успешно выступали во всесоюзных соревнованиях, а его воспитанники играли в высших лигах не только нашей страны. Сегодня некоторые из них успешно работают тренерами и в России и за рубежом. Его мнение о состоянии нашего детского футбола является не просто компетентным, оно требует внимательного изучения. Это бесценный полувековой опыт высококлассного специалиста.  

 

                               Как нам организовать наш футбол?

                       

             На основании анализа дворового и организованного детско-юношеского футбола и собственного опыта работы (более 30 лет в организованном футболе и 10 лет в системе дополнительного образования - в школе № 333) я пришел к следующим выводам, которыми хочу поделиться со всеми, кого беспокоит состояние дел в отечественном футболе.

  1. В силу различных обстоятельств (в том числе в связи с организацией и развитием сети ДЮСШ) мы утратили тот дворовый футбол, который во многом способствовал нашим прошлым успехам на международном уровне.
  2. При раннем наборе в организованный футбол и последующих тренировках, зачастую ежедневных, в ребенке убивается механизм самосовершенствования и развития личностных качеств.
  3. Регулярные соревнования, турниры и товарищеские игры проводятся длительный период, что пагубно действует на психику детей. Кроме того, постоянная нацеленность на результат исключает из их игры воображение, фантазию, применение своих собственных приемов.
  4. Концентрация лучших игроков (лидеров) из различных команд в одну пагубно действует на лидеров, пришедших в команду, и лидеров, уже находящихся в команде. А команда, из которой забрали лидера, иногда теряет желание дальнейшего совершенствования.
  5. Городские и районные соревнования между общеобразовательными школами проводятся по непонятным возрастам. Такие игры должны проводиться в составе сборных команд школы (до 9-го класса), с включением в эти команды учащихся спортивных школ, что только повысит статус школьного футбола и привлекательность таких соревнований.
  6. В методике подготовки в раннем возрасте неоправданно используются тактические приемы, направленные на достижение спортивного результата, при этом упускаются фундаментальные приемы последовательности обучения, учитывающие возрастные особенности.
  1. Оценка работы тренера на любых уровнях подготовки сводится к подсчету завоеванных его командой очков, мест и грамот, что заставляет тренеров в ущерб последовательной подготовке «натаскивать» детей на ранний результат. В дальнейшем же не отслеживается рост игрока, его последующее участие в мужском футболе, и тренеры детско- юношеских команд никак не поощряются за подготовку игроков для взрослой команды.
  2. Первенство города и любые соревнования организованы (для удобства проведения) по отдельным возрастам. Необходимо формировать команды не по возрастам, а по уровню подготовки.

 

        Создав систему организованного обучения в детских спортивных школах, мы, не желая того, негативно повлияли на существование дворового футбола, который формировал фундамент механизма самосовершенствования, способствовал воспитанию характера, развитию личности и самобытности. Мы решили сами заниматься организацией всех естественных процессов становления футболиста с раннего возраста. И на каждом нашем шаге получили отрицательные результаты. Необходим очень тщательный и вдумчивый анализ сложившейся ситуации.

Ранний набор детей в секции, концентрация лучших игроков в одну команду, методика, дающая сиюминутные результаты, - это только часть ошибочных действий в системе детского городского футбола. Добавим к этому организацию нашими функционерами игр по возрастам, что, конечно, удобно для проведения соревнований, но негативно влияет на подготовку сильного игрока, так как в одновозрастной команде для него утрачивается возможность совершенствоваться (не у кого учиться).

Ощутимых изменений в подготовке футбольных резервов не наблюдается, а только увеличивается заорганизованность и ухудшается состояние нашего детско-юношеского  а с ним и всего отечественного, футбола. 

 

Проект организации взаимодействия организованного и дворового футбола

Анализ психолого-педагогических особенностей организованного и дворового футбола и выводы из него показали необходимость изменений в системе подготовки футбольных резервов.

До 12 лет все желающие занимаются футболом в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе. Занятия проводятся в игровой форме 2-3 раза в неделю. Тренер выступает как организатор смешанных команд. Тренеры ДЮСШ, СДЮШОР и других организаций не должны заниматься набором и работой сдетьми до этого возраста.

С 12-15 лет проводится набор детей в ДЮСШ и другие организации и осуществляется базовая подготовка с учетом требований последующего этапа. Учащиеся, не прошедшие по набору или не желающие заниматься в организованном футболе, продолжают заниматься в системе дополнительного образования.

С 15-18 лет учащиеся ДЮСШ и СДЮШОР занимаются по общепринятым программам, обращая внимание на обучение игре в футбол, где имеет место быстрый пас, быстрые индивидуальные действия, быстрые взаимодействия, с учетом технических, физических, тактических и психологических нагрузок в игровых действиях.

Дальнейшее совершенствование лучше проводить в смешанных командах (юноши и взрослые), где бывшие юноши смогут лучше адаптироваться к мужскому футболу.

А.И.Горбунов, тренер ФК Победа

Санкт-Петербург

    март 2023г.

[все статьи]

* Оставить комментарий:

Имя: